человека в целом. «Я-концспция» может быть обнаружена при исследовании устойчивых ориентаций человека к действиям в отношении самого себя. Так как «Я-концепция» формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид, То особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. На первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения «Я-концепция» сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, «Я-концепция» способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта, является источником ожиданий (24). Рост самосознания индивида постепенно освобождает его от подчинения непосредственным влечениям и потребностям, позволяет индивиду овладевать собственным поведением, становиться субъектом своего развития. Объективируя себя в созданных им вещах, человек как бы удваивается, и тем самым получает возможность отличать себя как деятеля от продуктов и результатов собственной деятельности. Такому пониманию самосознания как осознанному отражению «самости» в большей степени соответствует понятие «Я-концепции», которая, собственно, составляет «ядро» самосознания (116). Вместе с тем мы понимаем, что в рамках нашего исследования следует абстрагироваться от некоторых атрибутов чрезвычайно широких и общих понятий сознание и самосознание, и ограничится только теми составляющими, которые непосредственно связаны с содержанием категории «профессия». Мы соглашаемся с О.В. Москаленко, которая утверждает, что профессиональное самосознание необходимо рассматривать как самостоятельную акмеологическую категорию, являющуюся основопологающей при построении процесса профессионального обучения и становления человека, достижения им профессионального акме. При таком понимании профессионально |
% ♦ * одним из внутренних условий развития личности (С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин, В.В. Столиц). В обобщенном виде самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Как справедливо замечает III.Н. Чхартишвили, самосознание это отношение личности к осознанным сторонам своего внутреннего мира, процесс осознания личностью самой себя во всем многообразии индивидуальных особенностей, осознание своей сущности и места в системе многочисленных общественных связей (646, 209). Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой. Самосознание имеет познавательную, эмоциональную и волевую формы своего проявления. К познавательной форме относятся самоощущения, самонаблюдения, представления о себе, самоанализ, самокритика и др. В эмоциональную форму включаются самочувствие, самолюбие, скромность, гордость, чувство ответственности, долга, собственного достоинства и др. «...В этой форме, как отмечает П.Р. Чамата, проявляются отношение человека к самому себе, оценка себя сравнительно с другими людьми» (636, 93). К волевой форме сознания относятся сдержанность, самообладание, самоконтроль, самодеятельность, самодисциплина и др. «...Здесь проявляется сознательная регуляция личностью своих действий и поступков, своего отношения к другим людям, к самому себе и т.д.» (636, 93). П.Р. Чамата подчеркивает, что все эти формы проявления самосознания в своей совокупности и взаимосвязи представляют собой центральное ядро личности, то, чем обычно считают ее «Я» (636). Рост самосознания индивида постепенно освобождает его от подчинения непосредственным влечениям и потребностям, позволяет индивиду овладеть собственным поведением. Объективируя себя в созданных им вещах, человек получает возможность отличить себя как деятеля от продуктов и результатов собственной деятельности. На наш взгляд, такому пониманию са181 ся у человека на основе действий механизма рефлексии. Определение своего «Я» в данный момент через осознание своего настоящего положения и действий, в свете желаемого и реального будущего, оценка достигнутог о в прошлом, понимание того, что необходимо сделать в настоящий момент, чтобы стать тем, кем хочется быть в будущем, необходимое условие развития личности. «Я-концепция» формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. 11а первых порах практически любые социальные контакты оказываю» на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения «Я-концепция» сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, «Яконцепция» способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта, является источником ожиданий (82). Рост самосознания индивида постепенно освобождает его от подчинения непосредственным влечениям и потребностям, позволяет индивиду овладевать собственным поведением, становиться субъектом своего развития. Объек тивируя себя в созданных им вещах, человек как бы удваивается и тем самым получает возможность отличать себя как деятеля от продуктов и результатов собственной деятельности. Такому пониманию самосознания как осознанному отражению «самости» в большей степени соответствует понятие «Я-концепции», которая, собственно, составляет «ядро» самосознания (381). Вместе с тем мы понимаем, что в рамках нашего исследования следует абстрагироваться от некоторых атрибутов чрезвычайно широких и общих понятий сознание и самосознание и офаничиться только теми составляющими, которые непосредственно связаны с содержанием категории «профессия». Мы соглашаемся с О.В. Москазенко. которая утверждает, что профессионапьное самосознание необходимо рассматривать как самостоя 9 тельную акмеологическую категорию, являющуюся основоиологаюшей при построении процесса профессионального обучения и становления человека, достижения им профессионального акме. При таком понимании профессионального самосознания оно выступает как связующее звено между личностью и деятельностью, позволяющее в процессе формирования достигать оптимального результата как в личностном росте, так и в профессиональной деятельности (200). Таким образом, профессиональное самосознание рассматривается в качестве фундаментального условия профессионального развития личности. Говоря об учителе, заметим, что его высокий уровень профессионального самосознания определяется целостным образом Я, который «вписывается в общую систему его ценностных ориентаций, связанных с осознанием целей своей профессиональной деятельности и средств, необходимых для их конструктивного достижения» (377. 62). В исследованиях Р. Бернса, Г.А. Ковалева, Л.М. Митиной указывается на зависимость особенностей «Я-концепнии» личности и характера ее взаимодействия с другими. Л.М. Митина (375) показывает, что профессиональное самосознание учителя как бы зеркально отражает реакции на него учеников. Это отражение и есть источник профессионального развития учителя. Отраженное Я учителя не совпадает с Я-действующим это и является основным диалектическим противоречием, движущей силой профессионального развития учителя. Переживание этого противоречия побуждает педагога к поиску новых возможностей самоосуществления, к осознанию тех характеристик собственной личности, развитие которых будет способствовать приближению Я-дсйствующего к Я-отраженному. В динамике профессионального развития исследователь выделяет стадию самоопределения, самовыражения и самореализации. На стадии самоопределения соотнесение знаний о себе происходит в рамках сопоставления знаний «Я» и «другого». Сначала определенное каче190 |