знания о себе с социальными требованиями и нормами дает возможность определить свое место в системе общественных отношений. Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении. Постоянная изменчивость знания о себе в процессе самопознания не означает, что знания не могут быть истинными. Знания, которые на данном этапе развития человека верно и полно отражают представления о его реальном месте в обществе, во взаимоотношениях с людьми, являются истинными и подчеркивают момент объективности познания человеком самого себя. Самопознание как процесс проявляется в непрерывном его движении от одного знания о себе к другому знанию, его уточнению, углублении, расширению и пр. Основным же условием, определяющим непрерывность знания о себе, является динамизм самой реальной действительности и взаимодействий с другими людьми. Сущность самопознания составляет нацеленность человека на познание своих физических, душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев (179) замечают, что самопознание совершается, во первых, «в анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношения с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами». Во-вторых, при осознании результатов собственной деятельности и поступков, черт характера и уровня развития способностей, качеств личности, т.е. «при осознании отношения других ко мне». В третьих, самопознание происходит в «самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т.п.». Причем самонаблюдение может совершаться как по ходу осуществления деятельности или общения с другими людьми, так и после этого, при восстановлении прошедшего в памяти. От наблюдения чисто внешних характеристик другого, через обращение выявленных у него особенностей, человек приходит к познанию сущно |
200 Выявление особенностей самопознания раскрывает то, как человек получает знания о себе, как развивает это знание, как из единичных ситуативных образов оно формируется в понятие, отражающее сущность человека, в которой и выражается степень его общественной ценности. Л соотнесение знания о себе с социальными требованиями и нормами дает возможность определить свое место в системе общественных отношений. Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении. Самопознание, как и всякая другая форма познания, не приводит к конечному, абсолютно завершенному знанию. Любой объект познания, а человек в этом качестве особенно, является неисчерпаемым. Поэтому всякое знание о себе является единством противоположностей относительного и абсолютного. Относительность знаний о себе обусловлена постоянными изменениями но времени реальных условий жизнедеятельности и самого человека. Нередко наблюдается расхождение между реальными изменениями человека и тем, что отражено им в образе самого себя, то есть новое в психологическом развитии человека, еще не стало содержанием его знания. Недостаточно четко осознавая появившееся новое в себе, человек как бы с опозданием его «открывает» и до этого времени пользуется старыми знаниями о себе, старыми оценками, хотя они уже на самом деле не соответствуют содержанию нового психолог ического образования и объективному его проявлению. О.В. Москаленко (200) отмечает, что «постоянная изменчивость знания о себе в процессе самопознания не означает, что знания не могут быть истинными. Знания, которые на данном этапе развития человека верно и полно отражают представления о его реальном месте в обществе, во взаимоотношениях с людьми, являются истинными и подчеркивают момент объективности познания человеком самого себя». Самопознание как процесс проявляется в непрерывном его движении от одного знания о себе к другому знанию, его уточнению, углублению, рас т ширению и пр. Основным же условием, определяющим непрерывность знания о себе, является динамизм самой реальной действительности и взаимодействий с другими людьми. Сущность самопознания составляет нацеленность человека на познание своих физических, душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей. В.И. Слободчиков и Н.И. Исаев (555) замечают, что самопознание совершается, во первых, «в анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношения с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами». Во-вторых, при осознании результатов собственной деятельности и поступков, черт характера и уровня развития способностей, качеств личности, т.е. «при осознании отношения других ко мне». В третьих, самопознание происходит в «самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т.п.». Причем самонаблюдение может совершаться как по ходу осуществления деятельности или общения с другими людьми, так и после этого, при восстановлении прошедшего в памяти. От наблюдения чисто внешних характеристик другого, через обращение выявленных у него особенностей, человек приходит к познанию сущности его «Я». В дальнейшем накопление у человека понятийного знания о других людях приводит к совершенствованию у него процессов различения и развитию большей обобщенности восприятия, когда объектом его оказываются другие люди, и формирует у него способность к интуитивному познанию последних (И.И. Чеснокова). Познавая особенности другого в процессе общения, мы выделяем и свое отличие от него. Познавая другого, человек начинает всматриваться в себя, сравнивая себя с этим другим. И.И. Чеснокова выделяет два уровня самопознания: самопознание осуществляется через формы соотнесения самого себя с другими людьми, т.е. при таком познании себя человек преимущественно опирается на внешние моменты, включая себя в сравнительный контекст с другими. Основным внутренним приемом такого самопознания является са201 |