Проверяемый текст
Трещев Александр Михайлович. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя (Диссертация 2001)
[стр. 109]

109 • сти его «Я».
В дальнейшем накоплении у человека понятийного знания о других людях приводит к совершенствованию у него процессов различения и развитию большей обобщенности восприятия, когда объектом его оказываются другие люди, и формирует у него способность к интуитивному познанию последних (И.И.
Чеснокова).
Познавая особенности другого в процессе общения, мы выделяем и свое отличие от него.
Познавая другого, человек начинает всматриваться в себя, сравнивая себя с этим другим.

• И.И.
Чеснокова разделяет самопознание на два уровня: самопознание осуществляется через формы соотнесения самого себя с другими людьми, т.е.
при таком познании себя человек преимущественно опирается на внешние моменты, включая себя в сравнительный контекст с другими.
Основным внутренним приемом такого самопознания является
самовосприятие и самонаблюдение.
Но на стадии более зрелого самопознания включается самоанализ;
человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени сформированными, полученными в разное время в разных ситуациях.
Ведущими внутренними приемами данного уровня самопознания являются самоанализ и самоосмысление, которые опираются на самовосприятие и самонаблюдение.
Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений о самом себе или «образ Я», который определяет отношение индивида к самому себе, выступает основой построения взаимоотношений с
§ другими людьми.
Одним из важнейших условий осознания, критического анализа и конструктивного совершенствования собственной деятельности выступает рефлексия.
Рефлексия не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выявление того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.
[стр. 201]

т ширению и пр.
Основным же условием, определяющим непрерывность знания о себе, является динамизм самой реальной действительности и взаимодействий с другими людьми.
Сущность самопознания составляет нацеленность человека на познание своих физических, душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей.
В.И.
Слободчиков и Н.И.
Исаев (555) замечают, что самопознание совершается, во первых, «в анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношения с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами».
Во-вторых, при осознании результатов собственной деятельности и поступков, черт характера и уровня развития способностей, качеств личности, т.е.
«при осознании отношения других ко мне».
В третьих, самопознание происходит в «самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т.п.».
Причем самонаблюдение может совершаться как по ходу осуществления деятельности или общения с другими людьми, так и после этого, при восстановлении прошедшего в памяти.
От наблюдения чисто внешних характеристик другого, через обращение выявленных у него особенностей, человек приходит к познанию сущности его «Я».
В дальнейшем накопление у человека понятийного знания о других людях приводит к совершенствованию у него процессов различения и развитию большей обобщенности восприятия, когда объектом его оказываются другие люди, и формирует у него способность к интуитивному познанию последних (И.И.
Чеснокова).
Познавая особенности другого в процессе общения, мы выделяем и свое отличие от него.
Познавая другого, человек начинает всматриваться в себя, сравнивая себя с этим другим.

И.И.
Чеснокова выделяет два уровня самопознания: самопознание осуществляется через формы соотнесения самого себя с другими людьми, т.е.
при таком познании себя человек преимущественно опирается на внешние моменты, включая себя в сравнительный контекст с другими.
Основным внутренним приемом такого самопознания является
са201

[стр.,202]

человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени сформированными, полученными в разное время в разных ситуациях.
Ведущими внутренними приемами данного уровня самопознания являются самоанализ и самоосмысление, которые опираются на самовосприятие и самонаблюдение.
Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений о самом себе или «образ Я», который определяет отношение индивида к самому себе, выступает основой построения взаимоотношений с
другими людьми.
Одним из важнейших условий осознания, критического анализа и конструктивного совершенствования собственной деятельности выступает рефлексия.
Рефлексия не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выявление того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.

В.П.
Зинченко отмечает, что объектом рефлексии могут быть не только основания мыслительной деятельности, но и «основания и способы рефляции человеком собственного поведения, действий, поступков, собственно процессы рефлексии, и, наконец, собственное или личное сознание» (248, 25).
Б.Г.
Ананьев считает, что рефлексивные свойства наиболее интимно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками, выполняя функции саморегулирования и контроля развития, способствуя образованию и стабилизации единства личности (33).
Рефлексивные процессы обуславливают выбор решений профессиональных проблем на основе субъективных предпочтений, определяющихся системой ценностей и интересов личности.
Рефлексирующее осознание конмовосприятие и самонаблюдение.
Но на стадии более зрелого самопознания включается самоанализ;

[Back]