Проверяемый текст
Трещев Александр Михайлович. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя (Диссертация 2001)
[стр. 110]

Рефлексивные процессы обуславливают выбор решений профессиональных проблем на основе субъективных предпочтений, определяющихся системой ценностей и интересов личности.
Рефлексирующее осознание
контролирует процесс получения, построения, проверки знаний, способствует критическому осмыслению деятельности.
В значительной мере уровень развития рефлексии как способности дает ей
понимания самости «во взаимосвязи и автономности Я действительного, Я идеального, Я в глазах других, Я для других.
Она помогает вырабатываться общечеловеческим качествам: самокритичности, самопринятию, восприимчивости к другой личности или мнению, способности увидеть себя в сложном зеркальном отражении разных мнений, что позволяет строить поведение, адекватное ситуации и направленности самой личности»
(132).
Вместе с тем рефлексия помогает выявлению смыслов поведения и в соединении с личностно-значимыми компонентами мышления предстает как ведущая деятельность при решении продуктивных задач.
Можно выделить личностную рефлексию, являющуюся отражением субъектом собственных личностных свойств, себя в профессиональной деятельности и выступающую механизмом становления и развития профессионально-субъектной позиции, совершенствования и коррекции личностных качеств.
Способность человека рефлексивно отнестись к самому себе и к своей деятельности есть результат интериоризации личностью социальных отношений между людьми.
На основе взаимодействия с другими людьми, когда человек старается понять мысли и действия другого, он оказывается способным рефлексивно отнестись и к самому себе.
Эмоциональный компонент.
«Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир,
не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины.
Действуя, он
не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей
[стр. 202]

человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени сформированными, полученными в разное время в разных ситуациях.
Ведущими внутренними приемами данного уровня самопознания являются самоанализ и самоосмысление, которые опираются на самовосприятие и самонаблюдение.
Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений о самом себе или «образ Я», который определяет отношение индивида к самому себе, выступает основой построения взаимоотношений с другими людьми.
Одним из важнейших условий осознания, критического анализа и конструктивного совершенствования собственной деятельности выступает рефлексия.
Рефлексия не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выявление того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.
В.П.
Зинченко отмечает, что объектом рефлексии могут быть не только основания мыслительной деятельности, но и «основания и способы рефляции человеком собственного поведения, действий, поступков, собственно процессы рефлексии, и, наконец, собственное или личное сознание» (248, 25).
Б.Г.
Ананьев считает, что рефлексивные свойства наиболее интимно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками, выполняя функции саморегулирования и контроля развития, способствуя образованию и стабилизации единства личности (33).
Рефлексивные процессы обуславливают выбор решений профессиональных проблем на основе субъективных предпочтений, определяющихся системой ценностей и интересов личности.
Рефлексирующее осознание
конмовосприятие и самонаблюдение.
Но на стадии более зрелого самопознания включается самоанализ;

[стр.,203]

♦ тролируст процесс получения, построения, проверки знаний, способствует критическому осмыслению деятельности.
Н.Ю.
Посталюк (471) в качестве форм проявления рефлексивных процессов называет: критичность мышления субъекта деятельности, стремление к доказательности, к обоснованию своей позиции, способность ставить вопросы, вести дискуссию, готовность к адекватной самооценке.
В процессе рефлексии обеспечиваются самопознание, саморазвитие и саморегуляция личности.
В значительной мере уровень развития рефлексии как способности дает ей
понимание самости «во взаимосвязи и автономности Я действительного.
Я идеального.
Я в глазах других, Я для других.
Она помогает вырабатываться общечеловеческим качествам: самокритичности, самопринятию.
восприимчивости к другой личности или мнению, способности увидеть себя в сложном зеркальном отражении разных мнений, что позволяет строить поведение, адекватное ситуации и направленности самой личности»
(419).
Вместе с тем рефлексия помогает выявлению смыслов поведения и в соединении с личностно-значимыми компонентами мышления предстает как ведущая деятельность при решении продуктивных задач.
Можно выделить личностную рефлексию, являющуюся отражением субъектом собственных личностных свойств, себя в профессиональной деятельности и выступающую механизмом становления и развития профессионально-субъектной позиции, совершенствования и коррекции личностных качеств.
Способность человека рефлексивно отнестись к самому себе и к своей деятельности есть результат интериоризации личностью социальных отношений между людьми.
На основе взаимодействия с другими людьми, когда человек старается понять мысли и действия другого, он оказывается способным рефлексивно отнестись и к самому себе.
Эмоциональный компонент.
«Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир,
нс является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же 203

[стр.,204]

бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины.
Действуя, он
нс только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающими; он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает», писал С.Л.
Рубинштейн (515, 551).
То есть ценностный смысл для человека собственных отношений к себе осознается им через переживания.
В.И.
Слободчиков и Е.И.
Исаев отмечают, что достоверность и очевидность для субъекта «собственного внутренне]© мира выступает, прежде всего, как эмоциональная реальность, как его переживание» (555.
266).
Переживания, связанные с отношением к собственной личности, к отдельным ее особенностям, ко всем проявлениям в поведении и деятельности, могут протекать в форме непосредственной эмоциональной реакции или как переживания в «интеллектуальной форме» (П.М.
Якобсон), когда живая эмоциональная реакция отсутствует и заменяется оценочным суждением, за которым стоит в данный момент неактуализированное устойчивое чувство, свернутая в определенное время непосредственно пережитая эмоциональная реакция.
Под эмоцией понимается психическое отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта (557).
В своих работах А.Н.
Леонтьев писал, что эмоции выполняют функцию внутренних сигналов, внутренних в том смысле, что они не являются психическим отражением непосредственно самой предметной действительности.
Особенность эмоций, по мнению ученого, состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта.
204

[Back]