Проверяемый текст
Трещев Александр Михайлович. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя (Диссертация 2001)
[стр. 114]

ление с социальными группами разного типа), и как они представлены в самопонимании — все это имеет личностное значение.
Содержанием самопонимания является не только фактическая сторона достижений человека, ее прошлое, но и осознание возможностей («Я реальное», а также того, какой она хотела бы стать («Я — идеальное»).
Эмоциональная сторона самопонимания представляет собой своего рода сплав общего эмоционального отношения к себе и отношения собственно оценочного, то есть в самопонимани можно выделить самоотношение и
самоуважение.
Самоуважение подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего «актуального Я» и «идеального Я».

Самоуважение выражает установку одобрения или неодобрения, указывает, в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным.
Самоуважение это личное ценностное суждение, выраженное в установках индивида к себе.
Человек с высоким самоуважением считает себя
нс хуже других, верит в себя, верит в успех, при позитивных оценках окружающих добивается целостности.
Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности при низких оценках окружающих, что оказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное самочувствие и социальное поведение личности; в итоге происходит конфликт самопонимания.
Изучая проблему самопонимания, О.В.
Москаленко
выделилила несколько направлений его становления: 1) открытие и осмысление своего внутреннего мира, когда начинается анализ эмоций не как производных от внешних событий, а как состояния своего «Я», и проявляется чувство своей особенности, непохожести на других; 2) появляется способность осмысления необратимости времени, понимание конечности своего существования (именно это понимание заставляет задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о значении самого себя для общества, для само
[стр. 207]

I I Ф себя, он утверждает свое бытие в мире, свою субъектность, позицию.
В этой ситуации источником происходящего является сам идивид (именно этот тезис демонстрирует, что представление позиции в виде функциональных компонентов не может быть аддитивно, гак как деление на компоненты условно и они взаимосвязаны друг с другом, дополняя и насыщая друг друга).
Самопонимание как процесс проявляется в непрерывном его движении от одною знания о себе к другому знанию, в формировании отдельных ситуативных образов и смутных, расплывчатых представлений к более или менее устойчивому понятию о себе.
Самопонимание функционирует как процесс построения и коррекции образа Я.
Знания о самом себе человек получает путем анализа ситуаций, в которых оказывается, их классификаций.
Отношение личности к другим и отношение общества к личности в ситуации согласия, препятствий, конфликта, кризиса способствует организации мышления о самом себе, постижению своего внутреннего Я.
Через оценки и ценности других людей, включенных в отношения личности, субъект приобретает свое место, место своего «Я» в обществе, принимает или нет, как характеризует и переживает самого себя в качестве носителя системы отношений.
Но какой внутренней структуре построены когнитивные элементы самопонимания, какими являются, и какую природу имеют отправные точки самопонимания.
т.е.
прежние включения в социальные группы (самоотождествление с социальными группами разного типа), и как они представлены в самопонимании все это имеет личностное значение.
Содержанием самопонимания является не только фактическая сторона достижений человека, ее прошлое, но и осознание возможностей («Я реальное»), а также того, какой она хотела бы стать («Я идеальное»).
Эмоциональная сторона самопонимания представляет собой своего рода сплав общего эмоционального отношения к себе и отношения собственно оценочного, то есть в самопонимани можно выделить самоотношение и
са207 моуважение.


[стр.,208]

208 « # Самоуважение подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего «актуального Я» и «идеального Я».
По мнению О.В.
Москаленко, которого мы придерживаемся, самоуважение выражает установку одобрения или неодобрения, указывает, в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным.
Самоуважение это личное ценностное суждение, выраженное в установках индивида к себе.
Человек с высоким самоуважением считает себя
не хуже других, верит в себя, верит в успех, при позитивных оценках окружающих добивается целостности.
Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности при низких оценках окружающих, что оказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное самочувствие и социальное поведение личности; в итоге происходит конфликт самопонимания.
Изучая проблему самопонимания.
О.В.
Москаленко
выделяет несколько направлений его становления: 1) открытие и осмысление своего внутреннего мира, когда начинается анализ эмоций нс как производных от внешних событий, а как состояния своего «Я», и проявляется чувство своей особенности, непохожести на других; 2) появляется способность осмысления необратимости времени, понимание конечности своего существования (именно это понимание заставляет задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о значении самого себя для общества, для самого себя), осмысление своих целей, жизненных устремлений, сущности и смысла самой личности, своего бытия; 3) формируется целостное и ценностное представление знаний о самом себе, отношений к себе.
Операциональный компонент в структуре профессиональносубъектной позиции связан с реализацией субъектной активности.
Одним из уровней регуляции активности живых систем, выражающих специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе и рефлексии, выступает саморегуляция.

[Back]