Проверяемый текст
Трещев Александр Михайлович. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя (Диссертация 2001)
[стр. 119]

ва и А.Н.
Костина есть уровень проблемных моментов.
При выходе за пределы контактов в настоящем времени необходима более сложная пространственно-временная организация активности, которая основывается на использовании образов.
Это есть второй уровень классификации.
И, наконец, третий, высший уровень регуляции связан с «личностной активностью» (К.А.

Абульханова-Славская), и требует сознательного абстрагирования от ситуации, связан с длительными, перспективными целями и программами поведения, осознанием уровней своих отношений с действительностью, предвидением последствий своих поступков.
Каждому типу психической активности соответствует определенный временной масштаб процессов ее протекания, который увеличивается по
мерс возрастания уровня регуляции.
В психологии отмечается, что процесс развития личности проявляется в увеличении роли внутренних факторов и совершенствовании саморегуляции.
Только
тот, кто готов управлять собой и изменять внешнее обстоятельства, кто признает себя субъектом собственной жизнедеятельности, при наличии соответствующих умений действительно демонстрирует высокий уровень развития саморегуляции, без чего невозможно представить государственного служащего.
Говоря о высшей стадии развития личности, Б.Г.
Ананьев подчеркивал, что здесь человек начинает «творить жизнь», становясь относительно независимым от внешних условий и собственных обстоятельств, самостоятельно изменяя и трансформируя и то, и другое.

В исследованиях, посвященным вопросам саморегуляции, выделяют индивидуально-типические, или стилевые, ее особенности.
К первым относят: индивидуальные особенности основных регуляторных процессов (планирование, выдвижение целей, моделирование условий, программирование действий, оценивание, коррекция результатов.
Ко вторым: самостоятельность, надежность, гибкость.
В исследованиях В.И.
Маросановой
выделяется три основных функции индивидуального стиля саморегуляции: системообразующая функция проявляется в новообразованиях регуляторноличностных свойствах человека, которые образуются при формировании ус
[стр. 214]

214 » ♦ нормами деятельности, на втором совершенствует качество деятельности путем оптимизации своих возможностей, то на третьем уровне личность как субъект деятельности вырабатывает оптимальную стратегию и тактику, проявляя творческий характер своей активности.
На этом уровне личность может выходить за пределы деятельности, повышая меру трудности, осуществляя такие формы личностной рефляции, как инициатива, ответственность и т.д.
С точки зрения К.А.
Абульхановой-Славской, это и есть психологический механизм «авторской позиции личности» в профессиональной и любой другой деятельности.
Процессы возникновения и преодоления проблем определяют направленность активности субъекта.
Преимущественно внутренняя детерминация поведения человека может характеризовать высший уровень развития саморегуляции (а он, в свою очередь, может быть и высшим уровнем социального развития личности) соответствие между классами проблемности и уровнями саморегуляции.
В соответствии с этим психическая активность данного момента, соответствующая исходным чувственным уровням его взаимодействия с миром и реализуемая сенсомоторными и сенсорно-перцептивными процессами, представляет собой непосредственный контакт индивида с действительностью.
Этот уровень в классификации Ю.Я.
Голикова и А.Н.
Костина есть уровень проблемных моментов.
При выходе за пределы контактов в настоящем времени необходима более сложная пространственно-временная организация активности, которая основывается на использовании образов.
Это есть второй уровень классификации.
И, наконец, третий, высший уровень регуляции связан с «личностной активностью» (К.
А.

Абулъханова-Сдавская) и требует сознательного абстрагирования от ситуации, связан с длительными перспективными целями и программами поведения, осознанием уровней своих отношений с действительностью, предвидением последствий своих поступков.
Каждому типу психической активности соответствует определенный временной масштаб процессов ее протекания, который увеличивается по
мере ;

[стр.,215]

возрастания уровня регуляции.
В психологии отмечается, что процесс развития личности проявляется в увеличении роли внутренних факторов и совершенствовании саморегуляции.
Только
гот, кто готов управлять собой и изменять внешние обстоятельства, кто признает себя субъектом собственной жизнедеятельности, при наличии соответствующих умений действительно демонстрирует высокий уровень развития саморегуляции, без чего невозможно представить учителя.
Говоря о высшей стадии развития личности.
Б.Г.
Ананьев подчеркивал, что здесь человек начинает «творить жизнь», становясь относительно независимым от внешних условий и собственных обстоятельств, самостоятельно изменяя и трансформируя и то.
и другое.

С.Л.
Рубинштейн обосновал два способа отношения человека к миру, говорящих о степени развития его саморегуляции и мере превращения в субъекта собственной жизни.
«Включенный» индивид отличается страдательным, зависимым, пассивным отношением к жизни.
«Рефлексирующий» проявляет активное, деятельное к ней отношение.
Причем именно при втором способе отношения человека к миру, свойственном более высокой ступени развития, осуществляется подлинная диалектика личности и обстоятельств ее жизни, характеризующая свободную человеческую сущность, то есть поведение человека определяется не внешними воздействиями, а внутренними целями и намерениями, он начинает детерминироваться не столько прошлым, сколько будущим.
Рефлексия является универсальным механизмом саморегуляции.
Она фиксирует, останавливает процесс деятельности, отчуждает и объективирует его, и делает возможным осознанное воздействие на этот процесс (В.В.
Зейгарник).
В рамках систем но-деятельной концепции (Л.Г.
Дикая, В.В.
Семиникин) психическая саморегуляция состояния рассматривается как специфическая профессиональная деятельность, имеющая для каждого человека индивидуальную структуру и стиль саморегуляции.
Хотя система этой деятельно

[стр.,216]

т сти аналогична психической системе предметной деятельности, ее компоненты имеют принципиальные особенности: индивид совмещает в себе субъект и объект деятельности; цель состоит в оптимизации индивидуального стиля взаимодействия с миром и собой; данные воздействия (действия) направлены на изменение индивидуальной структуры саморегуляции, постройку и совершенствование функциональных механизмов саморегуляции.
В исследованиях, посвященных вопросам саморегуляции, выделяют индивидуально-типические, или стилевые, ее особенности.
К первым относят: индивидуальные особенности основных регуляторных процессов (планирование, выдвижение целей, моделирование условий, программирование действий, оценивание, коррекция результатов, ко вторым самостоятельность.
надежность, гибкость.
В исследованиях В.И.
Маросановой
выделяются три основных функции индивидуального стиля саморегуляции: системообразующая функция проявляется в новообразованиях регуляторноличностных свойствах человека, которые образуются при формировании устойчивых стилевых особенностей саморегуляции (например, самостоятельность, уверенность в своих силах, надежность и т.д.); инструментальная функция соотносится с индивидуальной спецификой регуляторных процессов и проявляется в преимущественном развитии тех особенностей саморегуляции, которые соответствуют специфике деятельности и способствуют се успешности; компенсаторная функция заключается в том, что у субъекта деятельности может формироваться такой стиль, при котором высокоразвитые регуляторные звенья способны компенсировать недостаточно развитые.
Одним из основных показателей структуры стиля является регуляторный профиль, характеризующий индивидуальную развитость основных регуляторных процессов, реализующих функциональные звенья целостной системы саморегуляции.
Поэтому основаниями классификации могут служить характерные особенности этого профиля.
В связи с этим можно говорить о гармоничном («сглаженном») профиле саморегуляции, когда все ее основные процессы (или звенья) развиты примерно на одном уровне, и об «акцентуи216

[Back]