стой, всеобщий и вечный рост, увеличение, а качественное преобразование, отличающееся рядом закономерностей. «Процесс развития носит, во-первых, поступательный характер, когда пройденные уже ступени как бы повторяют известные черты, свойства низших, но повторяют их на более высокой базе. Во-вторых, развитие характеризуется необратимостью, т.е. не копированием, а движением на новом уровне, новом витке спирали, когда реализуются результаты предыдущего развития. В-третьих, развитие представляет собой единство борющихся противоположностей, являющихся внутренней движущей силой процесса развития» (204; 18) В философии «развитие» формулируется как всеобщее категориальное определение бытия, характеризующее качественные изменения объектов, появления новых форм бытия, существования различных систем, сопряженное с преобразованием их внутренних и внешних связей. Т.е. понятие «развитие» акцентирует внимание на качественных изменениях объектов и систем, сохраняющих их основные формы и функции, обновляющих и «достраивающих» последние по меркам самих систем и объектов. Обобщая представления о развитии личности можно привести следующее рабочее определение: развитие личности процесс качественных и количественных гетерохронных изменений человека как биосоциальной системы детерминированных взаимодействием внешних обстоятельств (социальной ситуации и деятельности) и внутренней биопсихической организации индивида. Вместе с тем, личность, развиваясь, формируется как системное социальное качество индивида. Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия с окружающей средой путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. Как замечает С.Ю. Головин (181; 264): «формирование личности эго процесс освоения специальной сферы общественного |
243 гическими изменениями, переживаемыми индивидом в разные стадии его онтогенеза. Исходя из этого, понятие «развитие» можно определить как процесс непрерывного гетерохромного изменения в психике и организме человека, происходящий под влиянием обучения, воспитания, среды, в соответствии с психобиологическими закономерностями созревания индивида (С.Л. Беличева). Мы принимаем во внимание замечание Д.И. Фельдштейна о том, что развитие выступает как высший тип движения и представляет собой не простой, всеобщий и вечный рост, увеличение, а качественное преобразование, отличающееся рядом закономерностей. «Процесс развития носит, во-первых, поступательный характер, когда пройденные уже ступени как бы повторяют известные черты, свойства низших. но повторяют их па более высокой базе. Во-вторых, развитие характеризуется необратимостью, т.е. не копированием, а движением на новом уровне, новом витке спирали, когда реализуются результаты предыдущего развития. В-третьих, развитие представляет собой единство борющихся противоположностей, являющихся внутренней движущей силой процесса развития» (611, 18). В философии «развитие» формулируется как всеобщее категориальное определение бытия, характеризующее качественные изменения объектов, появление новых форм бытия, существование различных систем, сопряженное с преобразованием их внутренних и внешних связей. То есть понятие «развитие» акцентирует внимание на качественных изменениях объектов и систем, сохраняющих их основные формы и функции, обновляющих и «достраивающих» последние по меркам самих систем и объектов. Обобщая представления о развитии личности, можно привести следующее рабочее определение: развитие личности процесс качественных и количественных гетерохронных изменений человека как биосоциальной системы детерминированных взаимодействием внешних обстоятельств (соци 244 алыгой ситуации и деятельности) и внутренней биопсихической организации индивида. Вместе с тем, личность, развиваясь, формируется как системное социальное качество индивида. Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия с окружающей средой путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. Как замечает С.Ю. Головин ($57, 264), «формирование личности это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие». Поэтому формирование это объективный и закономерный процесс, в ходе которого человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения. В учебниках и учебных пособиях по педагогике отмечается, что формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости. Таким образом, формирование личности выступает высшей ступенью, целью и конечным результатом развития. Л.И. Божович замечает, что формирование личности может быть понятно лишь в рамках ее социализации, т.е. усвоения человеком продуктов накопленного людьми социального опыта. «...Социализация ребенка, весь процесс превращения его организма в психологически зрелого и морально полноценного члена общества должен осуществляться под контролем воспитания. Именно оно и есть активное и целенаправленное руководство формированием человеческой личности. При этом воспитание не есть сумма какихто специальных мер воздействия (хотя эти меры также входят в состав воспитания), а прежде всего соответствующая организация жизни и деятельности ребенка, его отношений к действительности» (106, 182). |