172 вание этого действия в соответствии с содержанием и формой совместной деятельности. Предметное, содержательное движение в проблеме, план мышления, возможные расхождения смысловых позиций регулирует интеллектуальный тип рефлексии. Личностный смысл рефлексии определяет собственную смысловую позицию через диалогическое подключение в систему анализируемых профессионально-педагогических отношений. Рефлексивное отображение внутреннего мира других людей и самого себя ведет к фундаментальному изменению позиции человека и собственной деятельности. Г.А. Балл отмечает, что субъект диалогического взаимодействия реализует в нем свою индивидуальную личностную позицию. Социокультурные нормы (в том числе ценностные), участвующие в ее детерминации, получают индивидуальную интерпретацию (22). Личностно-развивающий потенциал диалога связан с диалогической природой личности, с тем, что она существует в постоянном внутреннем диалоге с самой собой. В ней неизменно своеобразное движение от сознания к мышлению и обратно. В.С. Библер понимает под мышлением, в данном контексте, «овнешненное», «оформленное» сознание. Обсуждая внутренний опыт с самой собой, личность оформляет его в мыслительных конструкциях, текстах, поступках и высказываниях. Причем в диалоге продуцируются процессы самопознания, которые имеют несколько уровней протекания: рефлексивное самопознание, познание себя «от другого» и, научно организованный процесс самопознания с помощью специальных методик, которым слушатель обучается в диалоге с преподавателем. Диалог предполагает вопросы, задачи, проблемы, рассчитанные не столько на интерес к ним, сколько на интерес к личности, которой они адресованы. Главная характеристика участника диалога готовность к поиску смысла ценностей и коллизий, с которыми он столкнулся в диалогической ситуации. И поэтому, готовность к диалогу может рассматриваться как один из универсальных показателей сформированности индивида как личности. «Эта готовность включает в себя направленность на поиск смысла изучаемых |
288 т мышление. Смысл диалогического взаимодействия заключается в том, что внутренний мир индивида образовывается путем интериоризации форм социального, объективного, а его самодвижение, выражение своей человеческой сущности и индивидуальной субъективности осуществляется посредством ее объективизации во внешнепредметных формах. Многообразные взаимосвязи и взаимопереходы внешнего и внутреннего диалогов строятся на основе рефлексивных механизмов. Через рефлексию устанавливается отношение участника взаимодействия к собственному действию и обеспечивает преобразование этого действия в соответствии с содержанием и формой совместной деятельности. Предметное, содержательное движение в проблеме. план мышления, возможные расхождения смысловых позиций ре!улирует интеллектуальный тип рефлексии. Личностный смысл рефлексии определяет собственную смысловую позицию через диалогическое подключение в систему анализируемых профессионально-педагогических отношений. Рефлексивное отображение внутреннего мира других людей и самого себя ведет к фундаментальному изменению позиции человека и собственной деятельности. «Субъект диалогического взаимодействия реализует в нем свою индивидуальную личностную позицию. Социокультурные нормы (в том числе ценностные), участвующие в ее детерминации, получают индивидуальную интерпретацию», замечают Г. А. Балл и М.С. Бургин (69, 61). Личностно-развивающий потенциал диалога связан с диалогической природой личности, с тем, что она существует в постоянном внутреннем диалоге с самой собой. В ней неизменно своеобразное движение от сознания к мышлению и обратно. В.С. Библер понимает под мышлением, в данном контексте, «овнешненное», «оформленное» сознание. Обсуждая внутренний опыт с самой собой, личность оформляет его в мыслительных конструкциях, текстах, поступках и высказываниях. Причем в диалоге продуцируются процессы самопознания, которые имеют несколько уровней протекания: рефлексивное самопознание, познание себя «от другого» и научно организованный §* 289 ♦ процесс самопознания с помощью специальных методик, которым студент обучается в диалоге с преподавателем. Диалог предполагает вопросы, задачи, проблемы, рассчитанные не столько на интерес к ним. сколько на интерес к личности, которой они адресованы. Главная характеристика участника диалога готовность к поиску смысла ценностей и коллизий, с которыми он столкнулся в диалогической ситуации. И поэтому готовность к диалогу может рассматриваться как один из универсальных показателей сформированное™ индивида как личности. «Эта готовность включает в себя направленность на поиск смысла изучаемых ценностей, возможность субъективно воспринимать материал, определять «границы» иных мнений». Готовность индивида к диалогу предполагает принятие им диалога как особой ситуации общения, требующей адекватности поведения, соблюдения некоторых правил; удержание в сознании цели диалога, «не скатываясь» в обыденное выяснение личных приоритетов и амбиций, не редуцируя все богатство диалога к эмоциональному «выяснению отношений». пишет В.В. Сериков. В.В. Сериков отмечает, что субъект-субъектное общение не заменяет всего многообразия функций образовательного процесса, но оно играет роль специфического механизма формирования личностного омыта. Ведущей характеристикой ситуации такого общения выступает восприятие партнера в его самозначимости, т.е. не как средства для чего-то, а как собственной цели общения. Автор говорит о эмоционально-эстетической природе личностно ориентированной педагогической ситуации, которая выполняет важные функции в образовательном процессе. Она мотивирует принятие и обоснование деятельности и линии поведения; создает эмоционально-энергетическое подкрепление активности и условия для самопрезентации, открытия личностью собственных смыслов и ценностей. Личность вводит нравственные, духовноэстетические критерии в оценку и регуляцию своей жизнедеятельности и, осознавая себя как носителя самостоятельности и свободы, она начинает це |