теми общественными отношениями, в которые вступают социальные субъекты ради удовлетворения своих потребностей и интересов» (184; 114). Таким образом, социология рассматривает отношения между субъектами или социальными группами по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, материальных благах, социальном обеспечении и пр. Социальные отношения определяются как относительно устойчивые связи между индивидами и социальными группами «как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах» (182; 126). Отношение в современном логико-гносеологическом употреблении этого понятия трактуется как результат сравнения пары или большего числа предметов, объектов по какому-либо основанию, признаку. Субъектами, или членами отношения, могут быть вещи, свойства и отношения. Логико-гносеологический смысл этого понятия интенсивно исследуется особым разделом современной логики — логикой отношений, которая подвергает всестороннему анализу и классификации отношения между предметами, понятиями и суждениями, отношения в пространстве, во времени, по величине, отношения родства, причинности, сравнения, переходных действий, отношения противоречия и т. д. Исследованы бинарные, трехчленные и более многосторонние отношения. В логике и математике установлены общие свойства отношений: симметричность, рефлексивность, транзитивность, связность, функциональность, однородность и разнородность и т.п. Словари русского языка выделяют две группы значений рассматриваемого нами понятия. В первом значении отношение это симметричная связь, равное по силе взаимное влияние без преобладания активности одной из сторон, например: «Взаимная связь, зависимость разных величин, предметов, явлений; соотношение между чем-либо». Англоязычный эквивалент этого значения согге!абоп; кратко оно может быть обозначено как «отношение между...» или |
0 0 0 0 т теоретических задач. Интересен подход к рассматриваемой нами проблеме у социологов, которые, изучая взаимосвязь социальных групп и общностей людей, отмечают, что зга взаимосвязь проявляется во взаимодействии людей по поводу удовлетворения их потребностей и реализации интересов. «Это взаимодействие характеризуется двумя основными факторами: во-первых, самой деятельностью каждого из субъектов общества, направляемой определенными побуждениями (их-то чаще всего и надо выявить социологу); во вторых, теми общественными отношениями, в которые вступают социальные субъекты ради удовлетворения своих потребностей и интересов» (568, 114). Таким образом, социология рассматривает отношения между субъектами или социальными группами по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, материальных благах, социальном обеспечении и пр. Социальные отношения определяются как относительно устойчивые связи между индивидами и социальными группами «как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах» (566, 126). Отношение в современном логико-гносеологическом употреблении этого понятия трактуется как результат сравнения пары или большего числа предметов, объектов по какому-либо основанию, признаку. Субъектами, или членами отношения, могут быть веши, свойства и отношения. «В зависимости от основания сравнения отношения могут быть самыми различными, а уровень их общности может соответствовать уровням единичности, особенности, общности и всеобщности», отмечает В.И. Свидерский (533, 6). Логико-гносеологический смысл этого понятия интенсивно исследуется особым разделом современной логики логикой отношений, которая подвергает всестороннему анализу и классификации отношения между предметами, понятиями и суждениями, отношения в пространстве, во времени, по величине, отношения родства, причинности, сравнения, переходных действий, отношения противоречия и т. д. Исследованы бинарные, трехчленные и более мно65 посторонние отношения. В логике и математике установлены общие свойства отношений: симметричность, рефлексивность, транзитивность, связность, функциональность, однородность и разнородность и т.п. Роль отношений в логике усиливается уже при переходе к рассмотрению не только понятий, но и суждений. Как известно, в суждении к признакам субъекта добавляются признаки предиката, а кроме того, раскрывается отношение между теми и другими. По самому своему смыслу познание требует не только указания на непосредственные признаки предмета, но и рассмотрения соотношения данного предмета и его свойств с другими предметами и их свойствами. Это могут быть отношения принадлежности признака предмету или предмета классу предметов, отношения содержания понятий, их объемов, интенсивности признаков, отношения величин объектов, отношения ценности предмета, причинной зависимости, родства и т.п. Таким образом, мы установили, что проблема отношений, обычно понимаемых в смысле связи, зависимости, взаимозависимости и взаимодействия определенных объектов, является одной из основных в современном научном знании. Словари русского языка выделяют две группы значений рассматриваемого нами понятия. В первом значении отношение это симметричная связь, равное но силе взаимное влияние без преобладания активности одной из сторон, например: «Взаимная связь, зависимость разных величин, предметов, явлений; соотношение между чем-либо». Англоязычный эквивалент этого значения согге1абоп; кратко оно может быть обозначено как «отношение между...» или «соотношение». Ко второй группе принадлежит понимание отношения как процесса и результата активности одной из взаимодействующих сторон; другая сторона выступает как повод для проявления активности, задает направленность последней («чье-либо отношение к...»). Англоязычный эквивалент аийибе. Характеристика понятия «отношение» будет неполной, если не рас 96 связи личности с окружающей средой, т.е. отношение субъекта к объекту. Социология видит это единство в объективном характере существования отношений личности и отражении их в сознании людей: отношение есть единство выражения внутренней сущности субъекта и отражений объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании этого субъекта. «Социальные отношения это относительно устойчивые связи между индивидами ... и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах» (566, 126). Другими словами, объективным моментом является социальное положение личности, которое обуславливается системой общественных отношений. Под социальным положением личности в данном случае понимается совокупность ее общественных связей, складывающихся в процессе деятельности, и не любой, а деятельности, связанной с содержанием отношений личности. Психология, в свою очередь, считает, что посредством отношения устанавливается связь субъекта с объективным миром. Все, что составляет содержание отношения, почерпнуто человеком из объективной действительности и представляет для него значимость. Принцип значимости, разработанный в отечественной психологии С.Л. Рубинштейном и Н.Ф. Добрыниным, составляет необходимую основу актуализации и формирования всякого отношения, проявляющегося в виде активного действия. С.Л. Рубинштейн отмечал, что то, что в качестве предмета, становящегося затем целью деятельности, побуждает человека к действию, должно быть значимо для него, и то, что особенно значимо для человека выступает, в конечном счете, в качестве мотивов и целей его деятельности и определяет подлинный стержень личности (515). Н.Ф. Добрынин многократно подчеркивал важность принципа значимости для педагогической практики. Он считал, что если новое знание в процессе усвоения «не приобретет личной значимости для учащегося, оно не |