Проверяемый текст
Трещев Александр Михайлович. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя (Диссертация 2001)
[стр. 20]

употреблялось ученым первоначально как связь между отправлениями организма, опосредованной центральной нервной системой, а в дальнейшем приобрело смысл методологического принципа, который требует рассматривать организм не как совокупность внутренних отношений, а как отношение последних к внешним отношениям, т.е.
исходить из системы «организм среда».
В
концепции В.М.
Бехтерева (25) содержатся два неявных значения понятия «отношение»: 1) как методологического принципа анализа психического, требующего его представления в виде открытой взаимодействию с миром (средой) системы; 2) как свойства (характеристики) самого участвующего во взаимодействии субъекта, который имеет отношение, относится (относит себя) к миру.
В совместной работе А.Ф.
Лазурского и С.Л.
Франка «Программа исследования личности в ее отношениях к среде» (1912 г.) рассматривается вопрос о существовании скрытых механизмов психического (способностей, функций, предрасположений), обнаруживающих себя в разного рода проявлениях, которые авторы делят не на внешние и внутренние, а на экзои эндопсихические, в совокупности образующие общий склад личности, который преломляет воздействия извне.

Указанная программа исследования личности посвящена выделению и описанию внешней, объективной стороны психики
-экзопсихических проявлений, которые в той же мере, что и эндопсихические, определяют индивидуальность человека.
А.Ф.
Лазурским и С.Л.
Франком особое внимание было уделено содержанию этого понятия, раскрытию его через описание объектов отношения личности.
Содержание экзопсихических проявлений определяется отношением личности к внешним объектам, к среде, причем понятие «среды», или «объектов» берется в самом широком смысле.
В таком контексте отношение объемлет всю сферу того, что противостоит личности и к чему личность может так или иначе относиться: сюда входит и природа, и ма
[стр. 70]

# * * » * вительные (реальные); непроизводительные и производительные (творческие); потенциальные и актуальные; прямые и возвратные (отношение к себе).
Обосновывая свой подход, он писал: «Факты индивидуальных психических отношений всякого рода, насколько они зависят от известных внутренних условий.
суть факты или явления личности.
Но те же факты психических отношений, насколько они зависят от известных внешних психических условий, суть факты или явления общественности» (601, 40).
Другой подход мы встречаем у В.М.
Бехтерева.
Понятие «отношение» употреблялось первоначально как связь между отправлениями организма, опосредованная центральной нервной системой, а в датьнейшем приобрело смысл методологического принципа, который требует рассматривать организм нс как совокупность внутренних отношений, а как отношение последних к внешним отношениям, т.е.
исходить из системы «организм среда».
В.М.

Бехтерев дополнил понятие «отношение» определением «активное» и показал, что, помимо приспособления, существует другая сторона связи организма со средой, состоящая в возможности изменения внешних условий в соответствии с внутренними.
Он указывал на существование различных видов отношения, сменяющих друг друга по мере филогенетического развития живого, начиная с царства растений.
Отношение, осложненное участием психического, характеризуется активностью и избирательностью (проявляющейся уже на ранних этапах филогенеза в выборе движения).
Аппаратом отношения В.М.
Бехтерев считал нервную систему, а его главным руководящим фактором у человека личность, т.е.
высший уровень развития психического.
На уровне личности отношение становится индивидуальным, целесообразно-активным и самодеятельным.
В концепции В.М.
Бехтерева (85) содержатся два неявных значения понятия «отношение»: 1) как методологического принципа анализа психического, требующего 70

[стр.,71]

ф ф ф * его представления в виде открытой взаимодействию с миром (средой) системы; 2) как свойства (характеристики) самого участвующего во взаимодействии субъекта, который имеет отношение, относит-ся (относит себя) к миру.
Таким образом, в системе психологических взглядов В.М.
Бехтерева идея отношения находит свое отражение прежде всего в истолковании исследуемой реальности как субъектно-объектной связи, открывающейся с позиции стороннего наблюдателя, а также воплощается в понимании активности, атрибута субъектной стороны связи со средой.
Отношение у В.М.
Бехтерева выступает как развивающееся, меняющееся по мере изменения его субъектной стороны: в филогенезе, в онтогенезе (в связи со становлением личности), в актуальном генезе (при развертывании соотносительной деятельности «здесь и теперь», т.е.
как рефлекса).
Однако психическое как активная связь организма со средой, человека с миром у В.М.
Бехтерева оказалось в актуальном плане сведенным к мозаике рефлексов.
объединенных на такой теоретической основе, как прошлый опыт личности, не нашедшей достаточного отражения в экспериментальных схемах.
В совместной работе А.Ф.
Лазурского и С.Л.
Франка «Программа исследования личности в ее отношениях к среде» (1912 г.) рассматривается вопрос о существовании скрытых механизмов психического (способностей, функций, предрасположений), обнаруживающих себя в разного рода проявлениях, которые авторы делят не на внешние и внутренние, а на экзои эндопсихические, в совокупности образующие общий склад личности, который преломляет воздействия извне.

Здесь отнесение проявлений к эндопсихическим означает, что цель исследования состоит в том, чтобы «установить, какие именно психологические и психофизиологические элементы входят в состав его, а также исследовать внутреннее взаимоотношение этих элементов в данном сложном процессе» (321.
239).
Из цели следует и выбор термина «эндопсихические 71

[стр.,72]

проявления», «так как они выражают внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм характера личности» (321, 239).
Эндопсихика включает наиболее устойчивые сочетания элементов, образующие психофизиологические типы или разновидности.
Указанная программа исследования личности посвящена выделению и описанию внешней, объективной стороны психики
экзоисихических проявлений, которые в той же мере, что и эндопсихические, определяют индивидуальность человека.
А.Ф.
Лазурским и С.Л.
Франком особое внимание было уделено содержанию этого понятия, раскрытию его через описание объектов отношения личности.
Содержание экзопсихических проявлений определяется отношением личности к внешним объектам, к среде, причем понятие «среды», или «объектов» берется в самом широком смысле.
В таком контексте отношение объемлет всю сферу того, что противостоит личности и к чему личность может так или иначе относиться: сюда входит и природа, и материальные
вещи, и иные люди, и социальные группы, и духовные блага — наука, искусство, религия, и даже душевная жизнь самого человека, поскольку последняя также может быть объектом известного отношения со стороны личности (321, 239).
В отличие от М.М.
Троицкого, выделявшего виды отношений по независимым основам, А.Ф.
Лазурский и С.Л.
Франк в основу своей классификации отношений положили категории объектов действительности и выделили пятнадцать видов отношений: 1) отношение к вещам; II) отношение к природе и животным; III) общее отношение к отдельным людям; IV) половая любовь; V) общее отношение к социальной группе; VI) отношение к семье; VII) отношение к государству; VIII) отношение к труду; IX) отношение к материальному обеспечению и собственности; X) отношение к внешним нормам жизни; XI) отношение к нравственности; ХП) отношение к миросозерцанию и религии; ХШ) отношение к знанию и науке; XIV) отношение к искусству (эстетический интерес); XV) отношении к себе самому.
Обоснованием для подобного выделения служит, по их мнению, то, что

[Back]