термальные вещи, и иные люди, и социальные группы, и духовные блага наука, искусство, религия и даже душевная жизнь самого человека, поскольку последняя также может быть объектом известного отношения со стороны личности (97; 239). В отличие от М.М. Троицкого, выделявшего виды отношений по независимым основам, А.Ф. Лазурский и С.Л. Франк в основу своей классификации отношений положили категории объектов действительности и выделили пятнадцать видов отношений: I) отношение к вещам; II) отношение к природе и животным; III) общее отношение к отдельным людям; IV) половая любовь; V) общее отношение к социальной группе; VI) отношение к семье; VII) отношение к государству; VIII) отношение к труду; IX) отношение к материальному обеспечению и собственности; X) отношение к внешним нормам жизни; XI) отношение к нравственности; ХП) отношение к миросозерцанию и религии; ХШ) отношение к знанию и науке; XIV) отношение к искусству (эстетический интерес); XV) отношении к себе самому. Таким образом, понимание отношения авторами программы существенно отличается от введенного В.М. Бехтеревым, толковавшим отношение к среде именно как всякую связь человека с миром, устанавливающуюся уже в силу пребывания человека в мире, в среде. Вкладывая в понятие «отношение» не абстрактно-биологический, а конкретнопсихологический смысл, в качестве его синонимов они используют понятия «интерес», «склонность», «потребность», «форма типичной реакции личности». Вообще эмоционально-потребностный компонент в содержании понятия «отношение» выражен очень отчетливо: «Основным понятием нашей программы ... является то или иное отношение личности к разного рола внешним возбудителям. Отношение это может быть положительным, отрицательным или безразличным: человек может «интересоваться» известной категорией явлений или благ, питать к ним «склонность», чувствовать в них «потребность», или «ненавидеть», «избегать» их, испытывать к ним «анти |
проявления», «так как они выражают внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм характера личности» (321, 239). Эндопсихика включает наиболее устойчивые сочетания элементов, образующие психофизиологические типы или разновидности. Указанная программа исследования личности посвящена выделению и описанию внешней, объективной стороны психики экзоисихических проявлений, которые в той же мере, что и эндопсихические, определяют индивидуальность человека. А.Ф. Лазурским и С.Л. Франком особое внимание было уделено содержанию этого понятия, раскрытию его через описание объектов отношения личности. Содержание экзопсихических проявлений определяется отношением личности к внешним объектам, к среде, причем понятие «среды», или «объектов» берется в самом широком смысле. В таком контексте отношение объемлет всю сферу того, что противостоит личности и к чему личность может так или иначе относиться: сюда входит и природа, и материальные вещи, и иные люди, и социальные группы, и духовные блага — наука, искусство, религия, и даже душевная жизнь самого человека, поскольку последняя также может быть объектом известного отношения со стороны личности (321, 239). В отличие от М.М. Троицкого, выделявшего виды отношений по независимым основам, А.Ф. Лазурский и С.Л. Франк в основу своей классификации отношений положили категории объектов действительности и выделили пятнадцать видов отношений: 1) отношение к вещам; II) отношение к природе и животным; III) общее отношение к отдельным людям; IV) половая любовь; V) общее отношение к социальной группе; VI) отношение к семье; VII) отношение к государству; VIII) отношение к труду; IX) отношение к материальному обеспечению и собственности; X) отношение к внешним нормам жизни; XI) отношение к нравственности; ХП) отношение к миросозерцанию и религии; ХШ) отношение к знанию и науке; XIV) отношение к искусству (эстетический интерес); XV) отношении к себе самому. Обоснованием для подобного выделения служит, по их мнению, то, что изучение конкретного человека включает лишь те объекты, которые «вырезает», отбирает из действительности его отношение: «... Вовсе не хотим сказать, что для нас существенны сами по себе все стороны действительности, имеющие какое-либо значение для жизни людей, или что нас интересует всякая связь человека с миром, все то, чем определяется внешнее положение человека в среде ... Не внешнее положение характеризует человека, а лишь то или иное отношение его к своему внешнему положению» (321, 240). Таким образом, понимание отношения авторами программы существенно отличается от введенного В.М. Бехтеревым, толковавшим отношение к среде именно как всякую связь человека с миром, устанавливающуюся уже в силу пребывания человека в мире, в среде. Вкладывая в понятие «отношение» не абстрактно-биологический, а конкретнопсихологи-ческий смысл, в качестве его синонимов они используют понятия «интерес», «склонность», «потребность», «форма типичной реакции личности». Вообще эмоционально-потребностный компонент в содержании понятия «отношение» выражен очень отчетливо: «Основным понятием нашей пр01раммы ... является то или иное отношение личности к разного рода внешним возбудителям. Отношение это может быть положительным, отрицательным или безразличным: человек может «интересоваться» известной категорией явлений или благ, питать к ним «склонность», чувствовать в них «потребность», или «ненавидеть», «избегать» их, испытывать к ним «антипатию», или, наконец, быть к ним равнодушным, проходить мимо них гак, что они нисколько не задевают его и не вызывают с его стороны никакой ответной, сколько-нибудь специфической реакции» (321, 240-241). Из числа всех эмоционально-нотреб-ностных реакций А.Ф. Лазурским и С.Л. Франком были включены в содержание отношений личности к среде лишь те реакции человека, в которых возникшее отношение «сливается с основными чертами его личности, став в настоящем смысле слова частью его «я» » (321, 241). Это позволило авторам выделить четыре основные характеристики от |