ной формы. Как философская категория отношения выражают диалектику связи личности с окружающей средой, т.е. отношение субъекта к объекту. Социология видит это единство в объективном характере существования отношений личности и отражении их в сознании людей: отношение есть единство выражения внутренней сущности субъекта и отражений объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании этого субъекта. «Социальные отношения это относительно устойчивые связи между индивидами ... и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах» (182; 126) Другими словами, объективным моментом является социальное положение личности, которое обуславливается системой общественных отношений. Под социальным положением личности в данном случае понимается совокупность ее общественных связей, складывающихся в процессе деятельности, и не любой, а деятельности, связанной с содержанием отношений личности. Психология, в свою очередь, считает, что посредством отношения устанавливается связь субъекта с объективным миром. Все, что составляет содержание отношения, почерпнуто человеком из объективной действительности и представляет для него значимость. Значимость важна как качественная специфическая характеристика содержания отношения и как основа количественной оценки степени актуальности, важности того или иного желательного объекта (состояния) и соответствующего отношения. Согласно принципу значимости отношения личности фиксируются в её структуре, если отображаемые предметы и явления действительности приобрели личностный смысл, содержание которого раскрыл А.Н. Леонтьев. Он же и установил его связь с понятием «значение». «Собственно психологическим фактом фактом моей жизни является то, что я овладеваю или не овладеваю данным значением, усваиваю или не |
0 0 0 0 т теоретических задач. Интересен подход к рассматриваемой нами проблеме у социологов, которые, изучая взаимосвязь социальных групп и общностей людей, отмечают, что зга взаимосвязь проявляется во взаимодействии людей по поводу удовлетворения их потребностей и реализации интересов. «Это взаимодействие характеризуется двумя основными факторами: во-первых, самой деятельностью каждого из субъектов общества, направляемой определенными побуждениями (их-то чаще всего и надо выявить социологу); во вторых, теми общественными отношениями, в которые вступают социальные субъекты ради удовлетворения своих потребностей и интересов» (568, 114). Таким образом, социология рассматривает отношения между субъектами или социальными группами по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, материальных благах, социальном обеспечении и пр. Социальные отношения определяются как относительно устойчивые связи между индивидами и социальными группами «как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах» (566, 126). Отношение в современном логико-гносеологическом употреблении этого понятия трактуется как результат сравнения пары или большего числа предметов, объектов по какому-либо основанию, признаку. Субъектами, или членами отношения, могут быть веши, свойства и отношения. «В зависимости от основания сравнения отношения могут быть самыми различными, а уровень их общности может соответствовать уровням единичности, особенности, общности и всеобщности», отмечает В.И. Свидерский (533, 6). Логико-гносеологический смысл этого понятия интенсивно исследуется особым разделом современной логики логикой отношений, которая подвергает всестороннему анализу и классификации отношения между предметами, понятиями и суждениями, отношения в пространстве, во времени, по величине, отношения родства, причинности, сравнения, переходных действий, отношения противоречия и т. д. Исследованы бинарные, трехчленные и более мно65 96 связи личности с окружающей средой, т.е. отношение субъекта к объекту. Социология видит это единство в объективном характере существования отношений личности и отражении их в сознании людей: отношение есть единство выражения внутренней сущности субъекта и отражений объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании этого субъекта. «Социальные отношения это относительно устойчивые связи между индивидами ... и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах» (566, 126). Другими словами, объективным моментом является социальное положение личности, которое обуславливается системой общественных отношений. Под социальным положением личности в данном случае понимается совокупность ее общественных связей, складывающихся в процессе деятельности, и не любой, а деятельности, связанной с содержанием отношений личности. Психология, в свою очередь, считает, что посредством отношения устанавливается связь субъекта с объективным миром. Все, что составляет содержание отношения, почерпнуто человеком из объективной действительности и представляет для него значимость. Принцип значимости, разработанный в отечественной психологии С.Л. Рубинштейном и Н.Ф. Добрыниным, составляет необходимую основу актуализации и формирования всякого отношения, проявляющегося в виде активного действия. С.Л. Рубинштейн отмечал, что то, что в качестве предмета, становящегося затем целью деятельности, побуждает человека к действию, должно быть значимо для него, и то, что особенно значимо для человека выступает, в конечном счете, в качестве мотивов и целей его деятельности и определяет подлинный стержень личности (515). Н.Ф. Добрынин многократно подчеркивал важность принципа значимости для педагогической практики. Он считал, что если новое знание в процессе усвоения «не приобретет личной значимости для учащегося, оно не 97 т т будет усвоено или будет усвоено формально» (209, 46). В своих работах Н.Ф. Добрынин указывает, что отношение определяется взаимодействием внешних и вну тренних условий. Ассоциации для человека только тогда образуются, когда они приобретают значимость и связываются с потребностями, интересами, стремлениями и убеждениями личности живущего в данных общественных условиях. Он подчеркивает, что в условиях трудовой деятельности действия личности определяются заранее поставленными целями, причем важно знать, что они определяют. По мнению ученого, и мы с ним согласны, все дело в том, что положение личности определено всеми условиями жизни данной общественной среды, ее воспитанием и развитием, т.е. установлением многочисленных и часто очень сложных связей в результате жизнедеятельности человека. Заметим, что не всякая цель, которая ставится перед человеком, может оказаться достаточно значимой для него, если она не определена теми системами связей, которые хорошо закреплены и подкреплены. Значимость важна как качественная специфическая характеристика содержания отношения и как основа количественной оценки степени актуальности, важности того или иного желательного объекта (состояния) и соответствующего отношения. Согласно принципу значимости, отношения личности фиксируются в её структуре, если отображаемые предметы и явления действительности приобрели личностный смысл, содержание которого раскрыл А.Н. Леонтьев. Он же и установил его связь с понятием «значение». «Собственно психологическим фактом фактом моей жизни является то, что я овладеваю или не овладеваю данным значением, усваиваю или нс усваиваю его, и то, насколько я им оазадеваю и чем оно становится для меня, моей личности; последнее же зависит от того, какой субъективный, личностный смысл оно для меня имеет» (329, 290-291). Однако термин «значимость» недостаточен для характеристики отно |