Проверяемый текст
Трещев Александр Михайлович. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя (Диссертация 2001)
[стр. 32]

усваиваю его, и то, насколько я им овладеваю и чем оно становится для меня, моей личности; последнее же зависит от того, какой субъективный, личностный смысл оно для меня имеет» (99; 290-291).
Однако термин «значимость» недостаточен для характеристики отношений
личности, так как он слишком абстрактен.
На наш взгляд, вопрос об отношении человека к действительности необходимо связать с понятием «ценность».
«Ценность
это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в развитии общества; она, в конечном счете, связана с социальным прогрессом» (91; 149).
В обществе любые события так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или иную роль.
Но только некоторые из них положительно значимые составляют ценность.
«Категории значимости, значения очень важные, ...
но их объем ...
шире, чем у понятия ценности.
Понятие ценности связано лишь с положительным значением»
(201).
По мнению В.П.
Тугаринова, работы которого в плане исследуемой проблемы представляют особый интерес, «ценность суть предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и пр.) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала»
(201; 13).
Таким образом, ценностью для личности может быть как явление внешнего мира (предмет, вещь, событие, поступок), так и факт мысли (идея, образ, цель и т.д.)
(201; 13).
Характеристику ценностного объекта дает О.Г.
Дробницкий: «Ценным же объект выступает именно как не реализованная еще потребность, как внешний Человеку
предмет, который еще должен быть освоен» (72; 43).
Ценность объективна, хотя вне связи явления с потребностями, желаниями, интересами личности ценности быть не может.
И тем не менее, субъективизация ценности, превращение её в нечто одностороннее, зависимое от сознания человека неоправданны, замечает О.Г.
Дробницкий.
Объективность, как свойство ценности, коренится в предметно-практической деятельности субъекта.
«Любая ценность, отмечает Л.Н.
Столович, обуславливается
[стр. 97]

97 т т будет усвоено или будет усвоено формально» (209, 46).
В своих работах Н.Ф.
Добрынин указывает, что отношение определяется взаимодействием внешних и вну тренних условий.
Ассоциации для человека только тогда образуются, когда они приобретают значимость и связываются с потребностями, интересами, стремлениями и убеждениями личности живущего в данных общественных условиях.
Он подчеркивает, что в условиях трудовой деятельности действия личности определяются заранее поставленными целями, причем важно знать, что они определяют.
По мнению ученого, и мы с ним согласны, все дело в том, что положение личности определено всеми условиями жизни данной общественной среды, ее воспитанием и развитием, т.е.
установлением многочисленных и часто очень сложных связей в результате жизнедеятельности человека.
Заметим, что не всякая цель, которая ставится перед человеком, может оказаться достаточно значимой для него, если она не определена теми системами связей, которые хорошо закреплены и подкреплены.
Значимость важна как качественная специфическая характеристика содержания отношения и как основа количественной оценки степени актуальности, важности того или иного желательного объекта (состояния) и соответствующего отношения.
Согласно принципу значимости, отношения личности фиксируются в её структуре, если отображаемые предметы и явления действительности приобрели личностный смысл, содержание которого раскрыл А.Н.
Леонтьев.
Он же и установил его связь с понятием «значение».
«Собственно психологическим фактом фактом моей жизни является то, что я овладеваю или не овладеваю данным значением, усваиваю или нс усваиваю его, и то, насколько я им оазадеваю и чем оно становится для меня, моей личности; последнее же зависит от того, какой субъективный, личностный смысл оно для меня имеет» (329, 290-291).
Однако термин «значимость» недостаточен для характеристики отно


[стр.,98]

98 шений личности, так как он слишком абстрактен.
На наш взгляд, вопрос об отношении человека к действительности необходимо связать с понятием «ценность».
«Ценность
эго не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в развитии общества; она, в конечном счете, связана с социальным прогрессом» (301,149).
В обществе любые события так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или иную роль.
Но только некоторые из них положительно значимые составляют ценность.
«Категории значимости, значения очень важные,...
но их объем ...
шире, чем у понятия ценности.
Понятие ценности связано лишь с положительным значением»
(604).
Ориентация на ценности является характерной чертой человеческой жизни.
Л..VI.
Архангельский отмечает, что в течение многовековой истории общества люди выработали способность выделять в окружающем их мире предметы и явления, которые приобретают для них особую значимость и к которым они поэтому питают особое отношение: ценят и оберегают их, стремятся к овладению ими, ориентируются на них в своих действиях и поступках (48, 5).
Следовательно, без ценностного подхода к явлениям, действительности не возможны ни деятельность, ни сама жизнь человека как социального существа.
По мнению В.II.
Тугаринова.
работы которого в плане исследуемой проблемы представляют особый интерес, «ценность суть предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и пр.) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала»
(604,13).
Таким образом, ценностью для личности может быть как явление внешнего мира (предмет, вещь, событие, поступок), так и факт мысли (идея, образ, цель и т.д.)
(604,13).
Характеристику ценностного объекта дает О.Г.
Дробницкий: «Ценным же объект выступает именно как не реализованная еще потребность, как внешний Челове


[стр.,99]

ф Ф Ф Ф Ф ку предмет, который еще должен быть освоен» (217, 43).
Ценность объективна, хотя вне связи явления с потребностями, желаниями, интересами личности ценности быть не может.
И тем не менее, субъективизация ценности, превращение её в нечто одностороннее, зависимое от сознания человека неоправданны, замечает О.Г.
Дробницкий.
Объективность, как свойство ценности, коренится в предметно-практической деятельности субъекта.
«Любая ценность, отмечает Л.Н.
Столович, обуславливается
практикой, и практика выступает как объективный определитель ценности» (577, 40).
«Функция явлений служить деятельности людей, быть её средством, возникшая определенная их общественная значимость и составляют ценность, а отношение к ним ценностное отношение» (301, 149).
Предметы, вовлекаемые в сферу общественной деятельности, удовлетворяют потребности людей, будучи, как правило, преобразованными.
И хотя они преобразуются в соответствии со своими природными данными, способ их общественного бытия зависит от субъекта, связан с его целями, планами.
Иными словами, ценность продукт воздействия человека, создавшего из вещества природы предмет в соответствии со своей целью для удовлетворения своих потребностей.
Ценность объективна и потому, что функции предметов служить человеку производны от объективного процесса материального производства.
Конечно, реализация ценностной функции осуществляется человеком, но это не меняет существа дела.
Субъективные факторы желания, потребности, эмоции служат средством осознания функции объекта, направленности отношения человека на предмет.
Именно поэтому ценностное отношение в психологических трактовках выступает: как избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира; как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовле99

[Back]