Проверяемый текст
Трещев Александр Михайлович. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя (Диссертация 2001)
[стр. 33]

практикой, и практика выступает как объективный определитель ценности» (189; 40).
«Функция явлений служить деятельности людей, быть её средством, возникшая определенная их общественная значимость и составляют ценность, а отношение к ним ценностное отношение»
(91; 149).
Предметы, вовлекаемые в сферу общественной деятельности, удовлетворяют потребности людей, будучи, как правило, преобразованными.
И хотя они преобразуются в соответствии со своими природными данными, способ их общественного бытия зависит от субъекта, связан с его целями, планами.
Иными словами, ценность продукт воздействия человека, создавшего из вещества природы предмет в соответствии со своей целью, для удовлетворения своих потребностей.
Ценность объективна и потому, что функции предметов служить человеку
производим от объективного процесса материального производства.
Конечно, реализация ценностной функции осуществляется человеком, но это не меняет существа дела.
Субъективные факторы желания, потребности, эмоции служат средством осознания функции объекта, направленности отношения человека на предмет.
Именно поэтому ценностное отношение в психологических трактовках выступает: как избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира; как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит
удовлетворение; как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.
Из сказанного следует, что субъективную сторону отношения составляют идеальные побудительные силы (мотивы деятельности): стремления, идеалы, убеждения и т.д., а отношение личности,
следовательно, мо
[стр. 99]

ф Ф Ф Ф Ф ку предмет, который еще должен быть освоен» (217, 43).
Ценность объективна, хотя вне связи явления с потребностями, желаниями, интересами личности ценности быть не может.
И тем не менее, субъективизация ценности, превращение её в нечто одностороннее, зависимое от сознания человека неоправданны, замечает О.Г.
Дробницкий.
Объективность, как свойство ценности, коренится в предметно-практической деятельности субъекта.
«Любая ценность, отмечает Л.Н.
Столович, обуславливается практикой, и практика выступает как объективный определитель ценности» (577, 40).
«Функция явлений служить деятельности людей, быть её средством, возникшая определенная их общественная значимость и составляют ценность, а отношение к ним ценностное отношение»
(301, 149).
Предметы, вовлекаемые в сферу общественной деятельности, удовлетворяют потребности людей, будучи, как правило, преобразованными.
И хотя они преобразуются в соответствии со своими природными данными, способ их общественного бытия зависит от субъекта, связан с его целями, планами.
Иными словами, ценность продукт воздействия человека, создавшего из вещества природы предмет в соответствии со своей целью для удовлетворения своих потребностей.
Ценность объективна и потому, что функции предметов служить человеку
производны от объективного процесса материального производства.
Конечно, реализация ценностной функции осуществляется человеком, но это не меняет существа дела.
Субъективные факторы желания, потребности, эмоции служат средством осознания функции объекта, направленности отношения человека на предмет.
Именно поэтому ценностное отношение в психологических трактовках выступает: как избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира; как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит
удовле99

[стр.,100]

4 4 4 творение; как мощный побудитель активности личности, под влиянием которою все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.
Из сказанного следует, что субъективную сторону отношения составляют идеальные побудительные силы (мотивы деятельности): стремления, идеалы, убеждения и т.д., а отношение личности,
следовалельно, может быть названо мотивационно-ценностным.
Единство обеих сторон данного отношения личности состоит в том, что значимое не оторвано от объективной действительности, не противостоит ей, а возникает на основе реальной действительности, отталкивается от реальных возможностей её изменения, от имеющихся функциональных возможностей человека.
Потребности, цели, выходящие за пределы объективных возможностей изменения действительности.
это неадекватные побуждения.
Подчеркивая единство и в то же время противоречивость обеих сторон отношения личности, С.Л.
Рубинштейн отмечал, что учение об идеалах и ценностях должно быть понято как момент развития в жизни человека на основе диалектического понимания монизма: здесь особенно необходимо сохранить соотносительное, каждый раз возникающее, снимаемое и вновь восстанавливающееся, противопоставление должного и существующего, идеала и действительности, преодолеть их противопоставление, внеположение, включить их в единый процесс жизни (515).
Мотивационно-ценностное отношение личности к деятельности есть первичный момент в её детерминации, так как он «создает как бы напряженное мотивационное поле, в пределах и под силовым влиянием которого детерминируется и осуществляется процесс деятельности.
Вне этого момента, за пределами создаваемого им энергетического поля деятельность невозможна; он составляет совершенно необходимый компонент структуры деятельности» (52, 79).
Реализуя эту идею в психолог ическом плане, А.Г.
Ковалев утверждает.
100

[стр.,192]

определяется их связью.
Отсутствие связей у каких-либо компонентов с другими ведет к их изоляции и, в конечном итоге, к вытеснению из системы.
Выделение функциональных компонентов необходимо нам для построения модели становления профессионально-субъектной позиции будущего учителя, которая будет описана в третьей главе нашей диссертации.
Понимая позицию через систему отношений личности, рассмотрим каждый функциональный компонент более подробно.
Мотивационно-ценностный.
Из проведенног о в первой главе анализа категории «отношение» вытекает вывод о том, что отношение проявляется в одно и то же время как избирательная направленность сознания на объекты и явления окружающего мира; тенденция, стремление, потребность личности заниматься той деятельностью, которая приносит удовлетворение; мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.
Потребности обнаруживаются в мотивах.
Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта.
Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность.
С.Л.
Рубинштейн подчеркивал: «Всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов и направляется не определенную цель; оно разрешает ту или иную задачу и выражает определенное отношение человека к окружающему» (515, 21).
Одна из самых популярных классификаций потребностей принадлежит X.
Мюррею.
Потребности делятся, прежде всего, на первичные и вторичные, в зависимости от того, являются ли они физиологическими по природе.
Различаются также потребности явные и латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения.
По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности

[Back]