жет быть названо мотивационно-ценностным. Мотивационно-ценностное отношение личности к деятельности есть первичный момент в её детерминации, так как он «создает как бы напряженное мотивационное поле, в пределах и под силовым влиянием которого детерминируется и осуществляется процесс деятельности. Вне этого момента, за пределами создаваемого им энергетического поля деятельность невозможна; он составляет совершенно необходимый компонент структуры деятельности» (16; 79). Выделяя активный мотивационный характер ценностного отношения личности к окружающему миру, С.Л. Рубинштейн пишет: «Сознание это не только отражение, но и отношение человека к окружающему» (169; 158). И далее: «В процессе отражения явлений внешнего мира происходит и определение их значения для индивида и тем самым его отношения к ним (психологически выражающимся в форме стремлений и чувств). В силу этого, предметы и явления внешнего мира выступают нс только как объекты познания, но и как двигатели поведения, как его побудители, порождающие в человеке определенные побуждения к действию, мотивы» (166; 244). Отметим, что анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы позволяет нам заключить, что мотивационноценностное отношение личности к деятельности есть единство объективного и субъективного, где объективное положение личности является основой её избирательной направленности на ценности деятельности, связанные с удовлетворением потребностей самой личности и общества. Таким образом, рассмотрение сущности категории мотивационноценностного отношения личности к деятельности показывает его весьма сложный и внутренне противоречивый характер. Причем, противоречия имеются как в объективной основе данного отношения (противоречия социального положения), так и в субъективной противоречия мотивов. Ыо, главное противоречие исследуемого отношения это противоречие между объективной и субъективной его сторонами. Основными формами разреше |
4 4 4 творение; как мощный побудитель активности личности, под влиянием которою все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Из сказанного следует, что субъективную сторону отношения составляют идеальные побудительные силы (мотивы деятельности): стремления, идеалы, убеждения и т.д., а отношение личности, следовалельно, может быть названо мотивационно-ценностным. Единство обеих сторон данного отношения личности состоит в том, что значимое не оторвано от объективной действительности, не противостоит ей, а возникает на основе реальной действительности, отталкивается от реальных возможностей её изменения, от имеющихся функциональных возможностей человека. Потребности, цели, выходящие за пределы объективных возможностей изменения действительности. это неадекватные побуждения. Подчеркивая единство и в то же время противоречивость обеих сторон отношения личности, С.Л. Рубинштейн отмечал, что учение об идеалах и ценностях должно быть понято как момент развития в жизни человека на основе диалектического понимания монизма: здесь особенно необходимо сохранить соотносительное, каждый раз возникающее, снимаемое и вновь восстанавливающееся, противопоставление должного и существующего, идеала и действительности, преодолеть их противопоставление, внеположение, включить их в единый процесс жизни (515). Мотивационно-ценностное отношение личности к деятельности есть первичный момент в её детерминации, так как он «создает как бы напряженное мотивационное поле, в пределах и под силовым влиянием которого детерминируется и осуществляется процесс деятельности. Вне этого момента, за пределами создаваемого им энергетического поля деятельность невозможна; он составляет совершенно необходимый компонент структуры деятельности» (52, 79). Реализуя эту идею в психолог ическом плане, А.Г. Ковалев утверждает. 100 101 41 * + что «отраженная потребность выступает в качестве субъективного состояния личности, отношения, которое имеет тенденцию регулировать поведение и деятельность; определять направленность мышления, чувств и воли человека» (277). Выделяя активный мотивационный характер ценностного отношения личности к окружающему миру, С.Л. Рубинштейн пишет: «Сознание это не только отражение, но и отношение человека к окружающему» (517, 158). И далее: «В процессе отражения явлений внешнего мира происходит и определение их значения для индивида и тем самым его отношения к ним (психологически выражающимся в форме стремлений и чувств). В силу этого, предметы и явления внешнего мира выступают не только как объекты познания, но и как двигатели поведения, как его побудители, порождающие в человеке определенные побуждения к действию, мотивы» (514, 244). Анализируя условия, при которых возникает ценностное отношение личности к действительности, О.Г. Дробницкий пишет: «... Явление ценности возникает в условиях противоречия ... между уже назревшей потребностью, возникшей необходимостью, поставленной задачей, открывающейся в близком или отдаленном будущем возможностью, с одной стороны, и наличной действительностью, которая в данный момент еще не позволяет сразу и целиком решить эти проблемы, с другой» (216, 44). Отметим, что анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы позволяет нам заключить, что мотивационноценностное отношение личности к деятельности есть единство объективного и субъективного, где объективное положение личности является основой её избирательной направленности на ценности деятельности, связанные с удовлетворением потребностей самой личности и общества. Таким образом, рассмотрение сущности категории мотивационноценностного отношения личности к деятельности показывает его весьма сложный и внутренне противоречивый характер. Причем, противоречия имеются как в объективной основе данного отношения (противоречия со 218 # (профессиональное обучение, социум, его требования и пр.) и внутренние (самоактуализация, самопознание, саморегуляция, самопонимание) условия, в результате чего изменяется Я-концепция. И. наоборот, позитивная, гибкая, открытая Я-концепция обеспечивает большую гибкость поведения, а значит, более широкие возможности познания мира, сравнения себя с ним и, как следствие, изменение мира и себя, т.е. определяет субъектность будущего учителя. Мера значимости представленных компонентов для процесса становления профессионально-субъектной позиции носит динамический характер, изменяется на различных этапах этого становления. Вместе с тем среди представленных компонентов мотивационноценностный является основополагающим: вокруг него структурируются основные свойства и качества личности педагога как субъекта профессиональной деятельности. Эту же мысль подтверждает В.Г. Асеев, когда говорит о том, что мотивационно-ценностные отношения человека к деятельности есть первичный момент в се детерминации, поскольку он создает как бы напряженное мотивационное поле, в пределах и под силовым влиянием которого детерминируется и осуществляется процесс деятельности. Вне этого момента, за пределами создаваемого им энергетического поля деятельность невозможна; она составляет абсолютно необходимый компонент структуры деятельности ($2, 79). Мотивационно-ценностный компонент выполняет, таким образом, ориентационную и активизирующую функцию. Настоящий компонент находит свое обобщение в мотивационно-ценностном отношении к педагогической деятельности, к себе как уникальной личности и к другим как равноправным субъектам, к профессиональному саморазвитию. Этому компоненту соответствуют такие характеристики субъектности, как осознание смысла педагогической деятельности, способность к целеполаганию, свобода выбора и ответственность за него. В качестве основного результата сформированности это |