Проверяемый текст
Трещев Александр Михайлович. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя (Диссертация 2001)
[стр. 39]

мира, на процесс и результат своей деятельности и поступки других людей» (104; 76).
Автор предлагает рассматривать отношение к Родине, отношение к труду и отношение к людям как стержневые в общем нравственном облике человека.
Социально-педагогическое толкование отношения представлено в работах В.В.
Горшковой
(56, 57).
Автор отмечает, что отношения выступают как: взаимная связь различных величин, предметов, действий, отношений между двумя (несколькими) величинами, предметами, действиями; проявление того или иного характера обращения с кем-либо, обнаружение того или иного мнения, поведения в отношении к кому или чему-нибудь; взаимное общение, связь между кем-либо, образующаяся из общения на какой-нибудь почве, это могут быть производственные, дипломатические, дружеские отношения
(57; 18).
Трудно не согласиться с В.В.
Горшковой в том, что «отношение к другому это отношение к нему в соответствии со всей полнотой его человеческой сущности, признание за ним права на самоопределение, свободу и соответствующее этому поведение, что отражает природу субъектно-субъектных отношений как этических»
(57; 18-19).
Как было сказано выше, основой любого человеческого отношения является потребность в общении, в деятельности.
Б.И.
Додонов,
В.Н.
Мясищев, П.В.
Симонов рассматривают потребности в соотнесении с эмоциями, интересами, оценками, убеждениями как одну из сторон основного отношения.
Интересен, по нашему мнению, вывод Б.И.
Додонова об анализе феномена «отношение».
Когда мы говорим о психологических отношениях людей к другим людям или явлениям, то всегда имеется в виду, во первых, «тот или иной характер поведения, обращения кого-либо с кем чем-либо», во вторых, «взгляд на что-либо, восприятие (эмоциональное), понимание чеголибо».
Первое, по Б.И.
Додонову, можно «квалифицировать как «практическое отношение», а второе как «теоретическое отношение», которое есть, по существу не что иное, как определенная оценка объекта»
(70; 22).
Хотя
[стр. 108]

жительный нравственный опыт учащихся формируется и проявляется только в условиях высоконравственных отношений, складывающихся в детском коллективе, который сам активно участвует в разнообразной деятельности и проведении досуга» (359, 23).
В исследованиях Н.Е.
Щурковой определяются нравственные отношения как интериоризованные, переведенные во внутренний план личности социально-ценностные отношения к людям и обществу, детерминированные окружающей этической средой, соответствующие моральным нормам общества.
Воспитание нравственных отношений должно строиться на основании факторов становления и развития нравственного отношения как социально-психо-логического феномена.
К таким факторам у Е.Н.
Щурковой относятся: нравственная среда, окружающая человека; нравственная деятельность человека как субъекта будущего нравственного отношения, включающая его во взаимодействие с социальной средой; социальные возрастно-оценочные коммуникации, способствующие осознанию человеком социальных и личностных отношений (673).
Социально-педагогическое истолкование отношения представлено в работах В.В.
Горшковой
(176-179).
Автор отмечает, что отношения выступают как: взаимная связь различных величин, предметов, действий, отношений между двумя (несколькими) величинами, предметами, действиями; проявление того или иного характера обращения с кем-либо, обнаружение того или иного мнения, поведения в отношении к кому или чему-нибудь; взаимное общение, связь между кем-либо, образующаяся из общения на какой-нибудь почве, это могут быть производственные, дипломатические, дружеские отношения
(178, 18).
В системе субъект объект В.В.
Горшкова выделяет три типа отношений: отношения между объектами (вещами, физическими, химическими явлениями): причинные отношения, математические, логические, лингвистические отношения и др.; отношения между объектом и субъектом; отношения между субъектами личностные, персоналистические отношения: диалоги

[стр.,109]

т * ф ческис отношения, этические отношения и др.
(178).
Трудно не согласиться с Б.В.
Горшковой в том, что «отношение к другому это отношение к нему в соответствии со всей полнотой его человеческой сущности, признание за ним права на самоопределение, свободу и соответствующее этому поведение, что отражает природу субъектно-субъектных отношений как этических»
(178, 18-19).
Для нашего исследования важна следующая мысль В.В.
Горшковой: актуализация сущности отношений в совместной деятельности со школьниками, определение педагогического статуса, «уровень саморефлексии, потребность установки на другого, как самой «человеческой потребности», эквивалентно зависят от способностей учителя видеть и анализировать педагогическую деятельность в постоянном контексте повышенных (идущих от самого учителя) требований к себе, своему уровню профессионального и культурологического самоосуществления, что может способствовать преодолению излишней педагогической амбициозности, уверенности в непогрешимости в отношениях с людьми» (178, 82-83).
Как было сказано выше, основой любого человеческого отношения является потребность в общении, в деятельности.
Б.И.
Додонов.

В.II.
Мясищев.
П.В.
Симонов рассмагривают потребности в соотнесении с эмоциями, интересами, оценками, убеждениями как одну из сторон основного отношения.
В.Н.
Мясишев выделил следующие компоненты: а) субъект, испытывающий эту потребность; б) объект потребности; в) своеобразная связь между субъектом и объектом, имеющая определенную функциональную структуру, проявляющуюся в переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им.
Нейрофизиолог П.В.
Симонов считает, что в основе субъективных отношений, характеризующих «духовность» и «душевность», лежат две фундаментальные человеческие потребности высшего порядка.
Первая потребность познания, вторая очень широкая группа социальных потребностей, которую, по его мнению, можно обозначить как потребность «для других» 109

[стр.,110]

по В связи с чем некоторые исследователи (С.Л.
Рубинштейн, А.С.
Макаренко, Я.Л.
Коломинский и др.) подразделяют отношения на деловые и личные.
Интересен, по нашему мнению, вывод Б.И.
Додонова об анализе феномена «отношение».
Когда мы говорим о психологических отношениях людей к другим людям или явлениям, то всегда имеется в виду, во-первых, «тот или иной характер поведения, обращения кого-либо с кем-, чем-либо», вовторых.
«взгляд на что-либо, восприятие (эмоциональное), понимание чеголибо».
Первое, по Б.И.
Додонову, можно «квалифицировать как «практическое отношение», а второе как «теоретическое отношение», которое есть, по существу, не что иное как определенная оценка объекта»
(210, 22).
Хотя практические и теоретические отношения и не тождественны они, несомненно, образуют единство: «первые реализуют вторые».
«Каждое из этих отношений по-своему утверждает или отрицает какое-либо явление действительности, если только человеку удалось в нем удовлетворительно разобраться.
Когда люди говорят, что кто-то к чему-либо или к кому-либо хорошо или плохо относится, замечает Б.И.
/Додонов, то обычно имеют в виду утверждение или отрицание как в форме чувства, так и в форме поведения» (210, 22).
В связи с этим он отмечает, что задержанная в своем удовлетворении потребность рождает «теоретическое отношение» к окружающему, направляющее и стимулирующее формирование дополнительных программ обеспечения организма и личности тем, что необходимо.
Данную программу реализует «практическое отношение».
Далее, возникнув в связи с той или иной неудовлетворенной потребностью, «теоретические отношения» чаще всего носят временный характер и угасают сразу после того, как реализовались практически и, таким образом, помогли удовлетворению потребности.
Однако при достаточной интенсивности или частоте их переживания они нередко оставляют определенные «следы» в памяти субъекта прежде всего в его эмо(545).

[Back]