Проверяемый текст
Трещев Александр Михайлович. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя (Диссертация 2001)
[стр. 47]

дения, В.
Фридрих отмечает, что функцию объяснения мы возлагаем на понятие диспозиции.
«Под диспозицией (поведения) мы понимаем то, что внутри л ичностно детерминирует позиции, то есть внутренние условия, личностные детерминанты наблюдаемого проявления позиции»
(208; 124).
Поскольку виды позиции и диспозиции относятся к разным уровням анализа, то дальнейшее исследование автора было направлено на установление их различия.
Рассуждения В.
Фридриха сводятся к следующему.
Виды позиций это привычные формы проявления поведения, то есть, как утверждает исследователь, наступающее в определенных ситуациях «систематически», «относительно неизменно» ожидаемое поведение.
«Человек ведет себя по отношению к объектам или ситуациям окружения не произвольно, но однотипно (в согласии со своей позицией)» пишет В.
Фридрих.
В качестве объекта позиции выступают отдельные предметы, лица или их качества, явления природы и общества, общественные нормы, ценности, взгляды и
пр.
Высказывания о видах позиций возможны лишь в том случае, когда последние проявляются по отношению к соответствующим объектам в форме оценочных суждений либо практических действий.
Оценочное отношение личности к объекту характеризуется по В.
Фридриху следующими признаками: направленностью позиций (оцениванием объекта позиции положительно или отрицательно); частотностью (частотой проявления определенного отношения к объекту позиции в определенный отрезок времени); интенсивностью (степенью значимости объекта для человека); стабильностью (неизменностью в течение жизни).
Диспозиции понимаются В.
Фридрихом как «внутренние детерминанты поведения человека, в том числе видов его позиций»
(208; 129).
Они приобретаются в процессе жизнедеятельности и являются
следствием воспитания, ориентируют человека в его жизненном процессе, гарантируя более или менее постоянное отношение к предметам, людям и социальным нормам общества.
Однако «диспозиция это не просто «трансформированная норма.
Социальная норма как социальное (объективное) по
[стр. 24]

зи с этим В.Фридрих прибегает к уточнению понятий.
Он предлагает различать виды позиции (поведения) и диспозицию поведения.
И замечает: «...Виды позиций это способы поведения, связанные с ценностным отношением» (624, 124).
В этом смысле понятно, что виды лишь описывают, но не объясняют поведение.
Дополняя свои рассуждения, В.Фридрих отмечает, что функцию объяснения мы возлагаем на понятие диспозиции.
«Под диспозицией (поведения) мы понимаем то.
что внутриличностно детерминирует позиции, то есть внутренние условия, личностные детерминанты наблюдаемого проявления позиции»
(624, 124).
Поскольку виды позиции и диспозиции относятся к разным уровням анализа, то дальнейшее исследование автора было направлено на установление их различия.
Рассуждения В.
Фридриха сводятся к следующему.
Виды позиций это привычные формы проявления поведения, то есть, как утверждает исследователь, наступающее в определенных ситуациях «систематически», «относительно неизменно» ожидаемое поведение.
«Человек ведет себя по отношению к объектам или ситуациям окружения не произвольно, но однотипно (в согласии со своей позицией)», пишет В.
Фридрих.
В качестве объекта позиции выступают отдельные предметы, лица или их качества, явления природы и общества, общественные нормы, ценности, взгляды и
ир.
Высказывания о видах позиций возможны лишь в том случае, когда последние проявляются по отношению к соответствующим объектам в форме оценочных суждений либо практических действий.
Оценочное отношение личности к объекту характеризуется, по В.Фридриху, следующими признаками: направленностью позиций (оцениванием объекта позиции положительно или отрицательно): частотностью (частотой проявления определенного отношения к объекту позиции в определенный отрезок времени); интенсивностью (степенью значимости объекта для человека); стабильностью (неизменностью в течение жизни).
Диспозиции понимаются В.Фридрихом как «внутренние детерминанты поведения человека, в том числе видов его позиций»
(624, 129).
Они приобретаются в процессе жизнедеятельности и являются


[стр.,25]

-* следствием воспитания, ориентируют человека в его жизненном процессе, гарантируя более или менее постоянное отношение к предметам, людям и социальным нормам общества.
Однако «диспозиция это не просто трансформированная норма».
Социальная норма как социальное (объективное) понятие
и личностная диспозиция как психическое (субъективное) понятие качественно различны» (624.
130).
В.Фридрих отмечает, что «отдельный акт проявления позиции варьируется не только в зависимости от той или иной ситуации, но и от актуального состояния внутренних условий системы, в которую интегрировалась соответствующая диспозиция» (624, 132).
Он также считает, что в диспозиции выделяются два компонента: когнитивный (рациональный) и мотивационный (иррациональный).
Исследуя соотношение типов поведения и макрогрупп, В.
Фридрих установил, что «посредством общения членов группы с их относительно одинаковой групповой средой возникают одинаковые типы поведения, типы производственного и социального поведения» (625, 99).
В связи с этим он выделяет классовые, национальные, локальные, половые и идеологические позиции.
Подчеркивает, что «в условиях жизни представителей разных позиций обнаруживаются значительные различия.
Таким образом, можно говорить о групповой среде.
Этим объясняется тот факт, что носители разных позиций отличаются друг от друга многочисленными признаками поведения.
Следовательно нетрудно определить типы поведения» (625, 104).
У автора понимание позиции связано с тремя признаками: 1.
Принадлежностью человека к определенным группам; 2.
Отношением личности к другим, к средствам производства, идеологии, выбору профессии и т.д.; 3.
Более или менее ярко выраженным типично групповым поведением.
Интересным, в плане уяснения сущности позиции, является исследование Й.Лингарта о процессе и структуре человеческого учения.
Он предполагает, что позиция основывается на установке и что она является ее генератизацией и преобразованием этой установки.
«В этом смысле мы считаем позицию невропсихическим общим (генерализованным) состоянием готовно25

[Back]