что социальный статус это: «соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе» (182; 186); «ранг или позиция индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами» (209; 333). У Г.М. Андреевой находим, что понятие «статус» или «позиция» обозначают место индивида в системе групповой жизни (12; 145). Аналогичный подход отстаивает И.С. Кон, раскрывая понятие позиции через социальное положение, т.е. через статус: «Социальное положение (позиция) индивида его место в определенной конкретной социальной структуре. В силу сложности общественных отношений каждый индивид занимает множество позиций (госслужащий профессиональная позиция, отец семейная...), различающихся по своему значению, определенности и другим признакам» (89; 23). И.С. Кон много внимания уделял разработке концепции социальной роли и определению этого понятия. Социальная роль это «функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (89; 23). Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида. И.С. Кон отмечает, что сама по себе социальная роль не определяет деятельности и поведения каждого конкретного ее носителя. Для этого она должна быть интернализована. «Интернализованная роль это внутреннее определение индивидом своего социального положения и его отношение к этому положению и вытекающим из него обязанностям» (89; 25). К сожалению, ученый отождествляет не только статус с позицией, но и роль с позицией, как было показано выше. У другого ученого мы находим, что «социальная роль есть единица передачи социально-типического опыта, обеспечивающая адаптивное поведение личности и выражающая общую тенденцию системы «личность в группе» к сохранению. Включаясь в жизнь личности, роль индивидуализируется, воплощается в поведении личности как общее в единичном. Она начинает |
гического и психосоциального аспектов, термин «позиция» определяется как усвоенная тенденция поведения. К сожалению, он отождествляет позицию с установкой и определяет ее вслед за Г.Олпортом как «душевно-духовное и неврологическое состояние готовности, основанное на опыте и оказывающее направляющее или динамическое влияние на индивидуальные реакции в отношении всех объектов и ситуаций, с которыми сталкивается индивид» (506. 112). Он считает, что под ними мыслят структуру, осуществляющую посреднические функции между внешним раздражением и реакцией индивида (переживаниями или действиями). В отечественной литературе по социологии и социальной психологии позиция также отождествляется с понятием статуса. Социологи отмечают, чго социальный статус это: «соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе» (566, 186); «ранг или позиция индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами» (626, 333). У Г.М. Андреевой находим, что понятие «статус» или «позиция» обозначают место индивида в системе групповой жизни (37, 145). Аналогичный подход отстаивает И.С. Кон, раскрывая понятие позиции через социальное положение, г.е. через статус: «Социальное положение (позиция) индивида его место в определенной конкретной социальной структуре. В силу сложности общественных отношений каждый индивид занимает множество позиций (учитель профессиональная позиция, отец семейная...), различающихся по своему значению, определенности и другим признакам» (292, 23). И.С. Кон много внимания уделял разработке концепции социальной роли и определению этого понятия. Социальная роль это «функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (292, 23). Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида. «К такому пониманию социальной роли следует еще добавить, что сущест венным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей (что выражается термином «ожидание»), сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности» (37, 71). В связи с этим можно отметить, что социальная роль есть общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности (127). И.С. Кон отмечает, что сама по себе социальная роль не определяет деятельности и поведения каждого конкретного сс носителя. Для этого она должна быть интернализована. «Интернализованная роль это внутреннее определение индивидом своего социального положения и его отношение к этому положению и вытекающим из него обязанностям» (292, 25). К сожалению, ученый отождествляет не только статус с позицией, но и роль с позицией, как было показано выше. «Социальная роль, отмечает А.Г. Асмолов, есть единица передачи социально-типического опыта, обеспечивающая адаптивное поведение личности и выражающая общую тенденцию системы «личность в группе» к сохранению. Включаясь в жизнь личности, роль индивидуализируется, воплощается в поведении личности, как общее в единичном. Она начинает функционировать либо в форме социальных операциональных установок, далеких от основных ценностей и мотивов личности, и определять социальнотипическое приспособительное поведение личности. Либо же социальная роль приобретает личностный смысл, и тогда она, выступая в форме смысловых установок, начинает детерминировать направленность поведения личности в целом» (58, 43). У А.Г.Асмолова мы находим мысль о том, что только заняв социальную позицию, человек становится членом общества. Ученый считает, что социальная позиция представляет собой «зону перекрестка между нормосообразной деятельностью той или иной социальной группы и индивидуальной деятельностью личности как члена данной группы, и есть та дверь, через которую человек входит в систему общественных отношений и начинает свое движение в социальной конкретно-исторической действительности» (58, 56). |