функционировать либо в форме социальных операциональных установок, далеких от основных ценностей и мотивов личности, и определять социальнотипическое приспособительное поведение личности. Либо же социальная роль приобретает личностный смысл, и тогда она, выступая в форме смысловых установок, начинает детерминировать направленность поведения личности в целом» утверждает А.Г. Асмолов (18; 43). У него же мы находим мысль о том, что, только, заняв социальную позицию, человек становится членом общества. Ученый считает, что социальная позиция представляет собой «зону перекрестка между нормосообразной деятельностью той или иной социальной группы и индивидуальной деятельностью личности как члена данной группы, и есть та дверь, через которую человек входит в систему общественных отношений и начинает свое движение в социальной конкретноисторической действительности» (18; 56). В социологии существует так же взгляд на социальную позицию как на структурный элемент социальной организации общества, обеспечивающий социальные связи между субъектами общественных отношений. Эти отношения, упорядоченные в рамках социальной организации, группируются в соответствии с социально-экономической структурой общества и образуют сложную координированную систему. Социальные связи между субъектами общественных отношений образуют определенные пункты пересечения в обширном поле социальных отношений. Этими пунктами пересечения в поле общественных отношений являются социальные позиции (183; 156). Следует заметить, что социальная позиция рассматривается в социологии двояко. В объективном смысле это общественное положение людей, с которыми связаны их определенные права и обязанности, не зависящие от их индивидуальных личностных свойств. В субъективном смысле осознанный выбор, мировоззренческая и нравственная ориентация личности, которая подлежит оценке как передовая, прогрессивная или консервативная, реакционная (92; 388). |
венным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей (что выражается термином «ожидание»), сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности» (37, 71). В связи с этим можно отметить, что социальная роль есть общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности (127). И.С. Кон отмечает, что сама по себе социальная роль не определяет деятельности и поведения каждого конкретного сс носителя. Для этого она должна быть интернализована. «Интернализованная роль это внутреннее определение индивидом своего социального положения и его отношение к этому положению и вытекающим из него обязанностям» (292, 25). К сожалению, ученый отождествляет не только статус с позицией, но и роль с позицией, как было показано выше. «Социальная роль, отмечает А.Г. Асмолов, есть единица передачи социально-типического опыта, обеспечивающая адаптивное поведение личности и выражающая общую тенденцию системы «личность в группе» к сохранению. Включаясь в жизнь личности, роль индивидуализируется, воплощается в поведении личности, как общее в единичном. Она начинает функционировать либо в форме социальных операциональных установок, далеких от основных ценностей и мотивов личности, и определять социальнотипическое приспособительное поведение личности. Либо же социальная роль приобретает личностный смысл, и тогда она, выступая в форме смысловых установок, начинает детерминировать направленность поведения личности в целом» (58, 43). У А.Г.Асмолова мы находим мысль о том, что только заняв социальную позицию, человек становится членом общества. Ученый считает, что социальная позиция представляет собой «зону перекрестка между нормосообразной деятельностью той или иной социальной группы и индивидуальной деятельностью личности как члена данной группы, и есть та дверь, через которую человек входит в систему общественных отношений и начинает свое движение в социальной конкретно-исторической действительности» (58, 56). В социологии существует так же взгляд на социальную позицию как на структурный элемент социальной организации общества, обеспечивающий социальные связи между субъектами общественных отношений. Эти отношения, упорядоченные в рамках социальной организации, группируются в соответствии с социально-экономической структурой общества и образуют сложную координированную систему. Социальные связи между субъектами общественных отношений образуют определенные пункты пересечения в обширном поле социальных отношений. Этими пунктами пересечения в поле общественных отношений являются социальные позиции (567, 156). Под социальным положением (статусом) человека В.И. Чупров понимает совокупную социальную характеристику того места (позиции), которое он занимает в социальной структуре общества в процессе своего становления как субъекта общественного производства и общественной жизни, определяющего особенности его сущностных сил и способов деятельности (567. 59). Субъективной характеристикой социального статуса является степень самоидентификации человека с той или иной социальной группой. II.Г. Полупан отмечает, что общество не только создает социальные позиции, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям. Соотношение между социальными позициями, предписываемыми обществом индивиду вне зависимости от условий и заслуг (предписанные позиции), и позициями, замещение которых зависит от самого человека (достигаемые позиции), является существенной характеристикой социальной организации общества. Соотношение в социальной структуре предписанных и достигаемых социальных позиций есть по существу показатель характера экономической и политической власти, есть вопрос о характере общественной формации, навязывающей индивидам соответствующую структуру социальной позиции. У Н.Г.Полупан социальная позиция это элемент социальной елруктуры общества, который может быть охарактеризован своим местом и ролью в ней. Однако в качестве выделения структурных элементов позиции берет понятие «отношение» и выделяет: мировоз зренческую позицию (отношение к будущему. Родине, смысложизненным ценностям, человеку, национальному самосознанию, политике, религии), нравственную (отношение к своему жизненному ощущению и жизнепониманию, оценке мотивов поведения, коммуникации, жизненным авторитетам, предкам), этическую (отношение к труду, учебе) (468). Таким образом, социальная позиция рассматривается в социологии двояко. Б объективном смысле это общественное положение людей, с которыми связаны их определенные права и обязанности, не зависящие от их индивидуальных личностных свойств. В субъективном смысле осознанный выбор, мировоззренческая и нравственная ориентация личности, которая подлежит оценке как передовая, прогрессивная или консервативная, реакционная (307, 388). В научном обиходе отечественных ученых термин «позиция» используется сравнительно недавно. На наш взгляд, этому способствовали работы Б.Г.Ананьева, Л.И. Божович, В.II. Мясищева. С.Л. Рубинштейна. В то же время в понимании сущности и содержания данного понятия нет единого мнения. Прежде чем сформулировать собственное определение, произведем теоретический анализ различных подходов к определению «позиции». В толковом Словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.В. Шведовой позиция трактуется как «положение, расположение» или «точка зрения, мнение в каком-нибудь вопросе» (428, 538), а современный Словарь иностранных слов дополняет еще и отношением к какому-либо делу, вопросу. Педагогическая энциклопедия и педагогические словари об этом понятии умалчивают. Определение этого понятия отсутствует и в Современном философском словаре, хотя педагоги и философы активно пользуются этим понятием ( Б.П. Битинас, Е.В. Бондаревская, Н.А. Дивитовская, Т.Н. Мальковская, В.Н. Маркин Б.Д. Парыгин, и др). По мнению В.Н. Маркина: «Трактовка категории «позиция» принятая в общей психологии в «идеологизированном виде», переносится в целом ряде |