Проверяемый текст
Трещев Александр Михайлович. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя (Диссертация 2001)
[стр. 58]

начинается тот структурный пласт психики, который характеризует личность уже не в качестве объекта, а в качестве субъекта социальных отношений» считает Б.Д.
Парыгин.
Именно это качество активность и четкость позиции выражает наиболее полно и социально-психологическую сущность личности вообще
(146; 126-127).
При рассмотрении позиции личности как результата взаимодействия деятельности и сознания сложились два подхода к объяснению ее места и роли в структуре личности.
Согласно теоретическим положениям
А.Н.
Леонтьева позиция личности является предпосылкой и условием развития сознания.
Он отмечает, что человек «сначала, может быть, безотчетно, потом, сознавая это, но он рано или поздно неизбежно занимает свою позицию более активную или менее
активную, решительную или колеблющуюся» (100; 215).
А.Н.
Леонтьев при помощи понятия позиции объясняет механизм формирования личности как субъекта общественных отношений.
«Реальным базисом личности человека является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются его деятельностью, точнее совокупностью его многообразных деятельностей»
(100; 126).
Несколько иной подход к проблеме о позиции личности занимает С.Л.

Рубинштейн, который отмечает, что позиция это связующее звено между сознанием и личностью, именно она выражает их единство.
Позиция характеризует определенный уровень развития сознания личности.
«Человек есть в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия, максимум партийности по отношению ко всему общественно значимому.
Поэтому для человека как личности такое фундаментальное значение имеет сознание
не только как знание, но и как отношение.
Без сознания, без способности занять определенную позицию нет личности» подчеркивал С.Л.
Рубинштейн
(170; 246).
Отсюда понятно, что у А.Н.
Леонтьева позиция это условие развития сознания и личности, а у С.Л.
Рубинштейна позиция это показатель их раз
[стр. 39]

Несмотря на идентичность определений в психологии, тем не менее имеется неоднозначность понимания сущности рассматриваемой категории.
Так, Б.Д.
Парыгин, рассматривая жизненную позицию личности, характеризует ее как «наиболее обобщенное отношение субъекта к различным видам социальной деятельности» (449, 132).
Позиция личности, по мысли ученого, это «отношение человека к системе норм, правил, шаблонов поведения, вытекающих из его социального положения и предписываемых окружающей средой (447, 126).
Он подчеркивает, что позиция личности характеризуется нс только интегральным представлением личности о жизни, системе взглядов, принципов, убеждений, но также соответствием между реальными действиями и соответствующими представлениями.
Нельзя не согласиться с мыслью исследователя, что понятие «жизненная позиция» претендует на роль эквивалента целостной личности, так она охватывает все уровни личностной структуры, делает ее единой и предает личности устойчивость (447, 66).
Позиция личности обусловлена целым рядом факторов.
Ь.Д.
Парыгин к ним относит уровень самосознания личности, мнение окружающих, систему ценностных ориентаций личности и т.д.
«С позиции личности но существу и начинается тот структурный пласт психики, который характеризует личность уже не в качестве объекта, а в качестве субъекта социальных отношений», считает Б.Д.
Парыгин.
Именно это качество активность и четкость позиции выражает наиболее полно и социально-психологическую сущность личности вообще
(447, 126-127).
При рассмотрении позиции личности как результата взаимодействия деятельности и сознания сложились два подхода к объяснению ее места и роли в структуре личности.
Согласно теоретическим положениям
Л.Н.
Леонтьева, позиция личности является предпосылкой и условием развития сознания.
Он отмечает, что человек «сначала, может быть, безотчетно, потом сознавая это, но он рано или поздно неизбежно занимает свою позицию более активную или менее


[стр.,40]

т * * * щ активную, решительную или колеблющуюся» (330, 215).
Л.Н.
Леонтьев при помощи понятия позиции объясняет механизм формирования личности как субъекта общественных отношений.
«Реальным базисом личности человека является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются его деятельностью, точнее совокупностью его многообразных деятельностей»
(330, 126).
И далее: «...
занять ту или иную позицию значит определиться в своем отношении к жизни» (330, 215).
Несколько иной подход к проблеме о позиции личности занимает С
.Л.Рубинштейн, который отмечает, что позиция это связующее звено между сознанием и личностью, именно она выражает их единство.
Позиция характеризует определенный уровень развития сознания личности.
«Человек есть в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия, максимум партийности по отношению ко всему общественно значимому.
Поэтому для человека как личности такое фундаментальное значение имеет сознание
нс только как знание, но и как отношение.
Без сознания, без способности занять определенную позицию нет личности», подчеркивал С.Л.Рубинштейн
(518, 246).
Он указывал, что главное место в собственно личностных свойствах человека занимает система мотивов и задач, которые ставит человек, свойства его характера, обусловливающие поступки, т.е.
те действия, которые реализуют или выражают отношение человека к другим людям (517, 119-120).
Отсюда понятно, что у А.Н.
Леонтьева позиция это условие развития сознания и личности, а у С.Л.
Рубинштейна позиция это показатель их развития.

Первый ученый ставит в центр анализа поведенческий аспект позиции, второй ее внутренний аспект, связанный с деятельностью нравственного сознания личности.
Существующий социально-психологический подход к личности требует, как утверждают психологи, рассмотрения личности в тесной связи с ее 40

[Back]