процедурами поведения, предписываемыми этой ролью, общественной функцией человека в данной ситуации» (4; 135). У Б.Г. Ананьева мы находим понимание позиции как интегрального свойства, которое выражает конкретно-личностную систему отношений к ролевым предписаниям, нормам и ценностям. Позиция личности как субъекта общественного поведения и многообразных социальных деятельностей «представляет сложную систему отношений личности (к обществу в целом и общностям, к которым она принадлежит, к труду, людям, самой себе) установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей, ценностей, на которые направлена эта деятельность. Вся эта сложная система субъективных свойств реализуется в определенном комплексе общественных функций ролей, выполняемых человеком в заданных социальных ситуациях развития» (10; 288-289). По всей вероятности корни отождествления позиции и статуса лежат в теории американских исследователей Дж. Мида, Дж. Морено и Р. Линтона. Именно они определили роль как динамический аспект статуса, а под последним понимали социальную позицию (К. Ып(оп). Следовательно, роль выступала у них как определенная демонстрация этой позиции. Согласно монографической работе Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровской (11) отметим, что различные авторы в западной социальной психологии по разному подходят к феномену социальной роли. Так М. Дойч и Р. Краусе, ссылаясь на работы Дж. Тибо, Г. Келли и Р. Ромметвейта, выделяют следующие аспекты социального поведения, когда говорят о роли: «1. Роль как существенная в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами. 2. Роль как система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, то есть как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами. |
чает Б.Г. Ананьев, осуществляется в соответствии с ролью человека в данной системе отношений, опосредующих действительностью, с процедурами поведения, предписываемыми этой ролью, общественной функцией человека в данной ситуации» (24, 135). Б.Г. Ананьев отмечает, что при изучении статуса обнаруживается, что по мере формирования и развития личности возрастает мера ее активности в сохранении или преобразовании собственного статуса в зависимости от социальной общности, к которой она принадлежит. А поэтому, считает он, «деятельная, субъективная сторона статуса выступает в виде позиции личности, которую она занимает в условиях определенного статуса» (24, ] 36). У Б.Г. Ананьева мы находим понимание позиции как интегрального свойства, которое выражает конкретно-личностную систему отношений к ролевым предписаниям, нормам и ценностям. Позиция личности как субъекта общественного поведения и многообразных социальных деятельностей «представляет сложную систему отношений личности (к обществу в целом и общностям, к которым она принадлежит, к труду, людям, самой себе) установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей, ценностей, на которые направлена эта деятельность. Вся эта сложная система субъективных свойств реализуется в определенном комплексе общественных функций ролей, выполняемых человеком в заданных социальных ситуациях развития» (33, 288-289). Система свойств личности, ее субъективных отношений к обществу, другим людям, деятельности, самой себе, постоянно реализующихся в общественном поведении, закрепленных в образе жизни, составляют характер человека (24, 157). По всей вероятности, корни отождествления позиции и статута лежат в теории американских исследователей Дж. Мида, Дж. Морено и Р. Линтона (558; 565; 592; 700; 702). Именно они определили роль как динамический аспект статуса, а под последним понимали социальную позицию (К. ГйПоп). Следовательно, роль выступала у них как определенная демонстрация этой позиции. # * * * Согласно монографической работе Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровской (34) отметим, что различные авторы в западной социальной психологии по разному подходят к феномену социальной роли. Так, М. Дойч и Р. Краусе, ссылаясь па работы Дж. Тибо, Г. Келли и Р. Ромметвейта, выделяют следующие аспекты социального поведения, когда г оворят о роли: «I. Роль как существенная в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами. 2. Роль как система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, то есть как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами. 3. Роль как открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение» (34, 197). Влияние их теории сказывается и на современной психологической науке. Так у А.Л. Свенцицкого находим: «Являясь членом тех или иных социальных групп, вступая во взаимодействие с другими людьми, человек в каждом из этих случаев обладает той или иной позицией (статусом) местом в данной конкретной системе социальных взаимосвязей» (495, 302). И далее: «Каждый человек обладает целым рядом различных социальных позиций, что составляет его «статусный набор». ...Рассмотрение любой позиции в группе или в обществе всегда подразумевает наличие других, связанных с ней позиций. Отсюда выводится известная взаимозависимость и между людьми, находящимися в связанных между собой позициях. Например, позиция руководителя подразумевает существование позиции подчиненного. Позиция учителя подразумевает присутствие позиции ученика» (495, 302303). Основываясь на том, что конституирующими категориями любой человеческой общности являются связи и отношения, В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев предложили типологию этих общностей, основу которой поло43 |