Проверяемый текст
Трещев Александр Михайлович. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя (Диссертация 2001)
[стр. 61]

3.
Роль как открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение»
(11; 197).
Влияние их теории сказывается и на современной психологической науке.
Так у
Л.Л.
Свенцицкого находим: «Являясь членом тех или иных социальных групп,
выступая во взаимодействие с другими людьми, человек в каждом из этих случаев обладает той или иной позицией (статусом) местом в данной конкретной системе социальных взаимосвязей» (163; 302).
И далее: «Каждый человек обладает целым рядом различных социальных позиций, что составляет его «статусный набор».
...Рассмотрение любой позиции в группе или в обществе всегда подразумевает наличие других, связанных с ней позиций.
Отсюда выводится известная взаимозависимость и между людьми, находящимися в связанных между собой позициях.
Например, позиция руководителя подразумевает существование позиции подчиненного.
Позиция учителя подразумевает присутствие позиции ученика»
(163; 302303).
Основываясь на том, что конституирующими категориями любой человеческой общности являются связи и отношения В.И.
Слободчиков и Е.И.
Исаев предложили типологию этих общностей.

В основу, которой положены две фундаментальные характеристики связей и отношений: ситуативность-внеситуативность; свободный или навязанный характер.
В рамках данной типологии они выделили общности внеситуативные (позиционные и статусные), ситуативные (социально-ролевые и игровые), свободные (позиционные и игровые), навязанные (статусные и социально-ролевые).
Получили следующие определения: «позиция единица анализа свободного человеческого сообщества, свободно ассоциированных людей; статус — единица анализа связей и отношений в жестко и тотально регламентируемом социуме; социальная роль единица анализа связей и отношений, навязываемых людям частной ситуацией взаимодействия; игровая роль единица анализа свободных, но временных общностей»
(179; 159).
[стр. 43]

# * * * Согласно монографической работе Г.М.
Андреевой, Н.Н.
Богомолова, Л.А.
Петровской (34) отметим, что различные авторы в западной социальной психологии по разному подходят к феномену социальной роли.
Так, М.
Дойч и Р.
Краусе, ссылаясь па работы Дж.
Тибо, Г.
Келли и Р.
Ромметвейта, выделяют следующие аспекты социального поведения, когда г оворят о роли: «I.
Роль как существенная в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами.
2.
Роль как система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, то есть как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами.
3.
Роль как открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение»
(34, 197).
Влияние их теории сказывается и на современной психологической науке.
Так у
А.Л.
Свенцицкого находим: «Являясь членом тех или иных социальных групп,
вступая во взаимодействие с другими людьми, человек в каждом из этих случаев обладает той или иной позицией (статусом) местом в данной конкретной системе социальных взаимосвязей» (495, 302).
И далее: «Каждый человек обладает целым рядом различных социальных позиций, что составляет его «статусный набор».
...Рассмотрение любой позиции в группе или в обществе всегда подразумевает наличие других, связанных с ней позиций.
Отсюда выводится известная взаимозависимость и между людьми, находящимися в связанных между собой позициях.
Например, позиция руководителя подразумевает существование позиции подчиненного.
Позиция учителя подразумевает присутствие позиции ученика»
(495, 302303).
Основываясь на том, что конституирующими категориями любой человеческой общности являются связи и отношения, В.И.
Слободчиков и Е.И.
Исаев предложили типологию этих общностей,
основу которой поло43

[стр.,44]

* ♦ * щ жены две фундаментальные характеристики связей и отношений: ситуативность-внеситуативность; свободный или навязанный характер.
В рамках данной типологии они выделили общности: внеситуативные (позиционные и статусные), ситуативные (социально-ролевые и игровые), свободные (позиционные и игровые), навязанные (статусные и социально-ролевые).
Получили следующие определения: «позиция единица анализа свободного человеческого сообщества, свободно ассоциированных людей статус единица анализа связей и отношений в жестко и тотально регламентируемом социуме; социальная роль единица анализа связей и отношений навязываемых людям частной ситуацией взаимодействия; игровая роль единица анализа свободных, но временных общностей»
(555, 159).
В их изложении позиция выступает наиболее целостной, интегративной характеристикой всего образа жизни человека, достигшего полной самоопределенности, самотождественности, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности.
«Но «построить позицию» невозможно раз и навсегда, обретение «места в жизни» событие не одноразовое.
Свободный и ответственный выбор места, образа действия и мыслей, определяющих позицию, совершается в каждой точке существования, ставящей человека перед проблемой выбора.
...Ясно, что речь идет об отношении, которое должно постоянно воссоздаваться, строиться, поддерживаться, выверяться, доопределяться», пишут исследователи (555, 160).
Статус (в сословном, кастовом или регламентированном обществе) это «врожденная социальность»: стереотипы образа действий и мыслей, соответствующих статусу, предписываются детально и безоговорочно, и человек врастает в них всем своим существом.
В.И.
Слободчиков и Е.И.
Исаев считают, что в современной культуре статусных общностей в чистом виде практически не существует.
Логика их рассуждений такова, что позиция и статус определяют действия, которые человек не может не совершать.
Их потеря или смена всегда сопряжены с глубоким кризисом личности, потерей или преобразованием се44

[Back]