Проверяемый текст
Трещев Александр Михайлович. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя (Диссертация 2001)
[стр. 69]

носиться к себе как профессионалу, оценивать способы профессиональной деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы.
Позиция субъекта обеспечивает человеку непрерывность профессионального развития и устойчивость профессиональной «Я-концепции».

Здесь уместно заметить, что субъектом является не психика человека, не сознание, мышление, дух и т.д., а человек, обладающий психикой, не те или иные его психические свойства, виды активности и т.п., а сам человек деятельный, общающийся и др., человек познающий и преобразующий природу и общество в процессе своей сознательной деятельности
(41; 15).
Большое значение анализу психологических особенностей человека как субъекта деятельности, субъекта собственной активности уделяется в работах С.Л.
Рубинштейна.
В них автор выступает против обособления субъекта от деятельности, против понимания их взаимосвязи как чисто внешней.
В деятельности он видел условие формирования и развития субъекта.
«Субъект в своих деяниях, отмечал С.Л.
Рубинштейн, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется.
Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть: направлением его деятельности можно определять и формировать его самого»
(168; 106).
Специфика человеческого существования заключается в том, что во всеобщую детерминацию бытия включается не сознание само но себе, а человек как осознающее мир существо, субъект не только сознания, но и действия.
Активно-избирательный, субъектный характер отношений личности с окружающим миром С.Л.
Рубинштейн подчеркивает следующим утверждением: «личность это не существо, которое просто вросло в среду; личностью является лишь человек, способный выделить себя из своего окружения для того, чтобы по-новому сугубо избирательно связаться с ним»
(167; 241).
А значит личностью, является человек, у которого имеется своя позиция, свое ярко выраженное отношение к жизни.
Такое понимание личности связано с субъектными свойствами человека.
[стр. 119]

В настоящее время проблема субъектности стала предметом пристального исследования.
Феномен субъектности, компоненты субъектного опыта, механизмы субъектности изучаются Е.Н.
Волковой, А.К.
Осницким, В.А.
Петровским, В.И.
Слободчиковым, В.И.
Степанским, В.А.
Татенко и др.
Стать субъектом определенной деятельности значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к ее реализации и творческому преобразованию (555, 250).
Вместе с тем подчеркнем, что субъекгность не только следствие наращивания профессиональных возможностей, но и условие их наращивания.
Только в позиции субъекта человек способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к себе как профессионалу, оценивать способы профессиональной деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы.
Позиция субъекта обеспечивает человеку непрерывность профессионального развития и устойчивость профессиональной «Я-концепции».

В научной литературе существует множество характеристик субъекта.
Здесь мы приведем лишь некоторые из них: • Субъект сознательно действующее существо, самосознание которого это осознание себя как существа, осознающего мир и изменяющего его, как действующего липа в процессе деятельности практической и теоретической, субъекта деятельности сознания в том числе (515).
• Субъект и объект категории диспозиционные, то есть обозначающие не то.
что само по себе всегда и везде является либо объектом, либо субъектом, а позиции различных предметов в тех или иных ситуациях деятельности (260).
• Субъект индивид как источник познания и преобразования действительности; носитель активности (557).
• Субъект конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель активного (298).
• Субъект это человек на высшем уровне активности, целостности (системности), автономности и т.д.
(124).


[стр.,120]

120 • Субъект это индивид как носитель и творец деятельности единое, неделимое существо, производящее деятельность; субъект это индивид как целеустремленное существо (460).
• Субъект тот, кто познает, мыслит и действует (573).
Здесь уместно заметить, что субъектом является не психика человека, не сознание, мышление, дух и т.д., а человек, обладающий психикой, не те или иные его психические свойства, виды активности и т.п., а сам человек деятельный, общающийся и др., человек познающий и преобразующий природу и общество в процессе своей сознательной деятельности
(124, 15).
В монографических исследованиях отмечается, что человек объективно выступает в системе бесконечно противоречивых многообразных качеств.
Ключевое из них быть субъектом.
Вместе с тем необходимо отметить, что в качестве субъекта он выступает лишь тогда, когда является творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути: инициирующего и осуществляющего «изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности творческой, нравственной, свободной» (480.
3).
Большое значение анализу психологических особенностей человека как субъекта деятельности, субъекта собственной активности уделяется в работах С.Л.
Рубинштейна.
В них автор выступает против обособления субъекта от деятельности, против понимания их взаимосвязи как чисто внешней.
В деятельности он видел условие формирования и развития субъекта.
«Субъект в своих деяниях, отмечал С.Л.
Рубинштейн, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется.
Поэтому тем, что оно делает, можно определять то, что оно есть: направлением его деятельности можно определять и формировать его самого»
(516, 106).
По мнению С.Л.
Рубинштейна, деятельность характеризуется в первую очередь тем, что это всегда деятельность субъекта; деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом; она всегда творческая и самостоятельная.
Субъект

[стр.,121]

121 т сознательно действующее лицо, самосознание которого, как отмечал С.Л.
Рубинштейн, это «осознание себя как существа, осознающего мир и изменяющего его, как субъекта, действующего лица в процессе его деятельности практической и теоретической, субъекта деятельности сознания в том числе» (518, 335).
«Исходная специфика человека, человеческого существования, писал он, заключается в том, что во всеобщую детерминацию бытия включается не сознание само по себе, а человек как осознающее мир существо, субъект не только сознания, но и действия» (518, 358).
Наряду с признанием огромной роли общественного в развитии психики С.Л.
Рубинштейн одновременно акцентировал внимание на нетождсственности внутреннего и внешнего, отмечал зависимость структуры и функций психического от субъектной активности индивида.
Человек в концепции С.Л.
Рубинштейна рассматривается прежде всего как автор, творец собственной жизни.
Человек имеет свою историю, которую созидает сам через изменение себя.
Причем «в ходе этой индивидуальной истории бывают и свои «со-бытия» узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь человека» (515, 248).
А потому, чтобы понять путь своего развития, человек должен рассматривать его в определенном аспекте: «чем я был? что я сделал? чем я стал?» (515).
Активно-избирательный, субъектный характер отношений личности с окружающим миром С.Л.
Рубинштейн подчеркивает следующим утверждением: «Личность это не существо, которое просто вросло в среду; личностью является лишь человек, способный выделить себя из своего окружения для того, чтобы по-новому сугубо избирательно связаться с ним»
(515, 241).
А значит, личностью, является человек, у которого имеется своя позиция, свое ярко выраженное отношение к жизни.
Такое понимание личности связано с субъектными свойствами человека.

[Back]