ности за результаты своей деятельности; • способности к нравственному выбору в ситуациях коллизий, стремления определиться и обосновать свой выбор; • способности к рефлексии, потребности в ней как необходимом условии сознательного регулирования своего поведения, жизнедеятельности в соответствии с желаниями и принятыми целями, с одной стороны, и ограничениями, осознанием пределов собственной несвободы с другой стороны. Нам близка позиция В.В. Горшковой, которая справедливо считает, что под субъектом понимается человек, способный действовать в условиях свободы, когда в процессе целеполагающей деятельности детерминация действий происходит в самом человеке, а не во внешней среде. Субъект — человек, проявляющий активную избирательную позицию, начиная от самоосознаиного целеполагания, способный самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, инициативно и креативно создавать и интегрировать способы и условия решения поставленных перед ним задач, инновационно рефлексировать и прогнозировать результаты деятельности и отношений. «...Подлинный субъект, отмечает В.В. Горшкова, характеризуется осознанностью активности... Обусловленная самоосознанным целеполаганием активность свободна и становится необходимым признаком субъектности человека» (56; 13). Т.е. активность субъекта выступает в качестве интегративного свойства личности, а свобода понимается как «высшая форма развития субъектной направленности личности, высшая ступень самосознания субъекта, делающая его персонально ответственным за выбор перед собой и другими» (56; 13). В.В. Горшкова отмечает, что подлинное межсубъектное единство основывается на «различиях, непохожести, неповторимости, то есть на уникальности субъекта деятельности и отношений» (56; 15). Категория «уникальность» вводится автором в ранг результатирующего признака субъекта, который соотносится у человека: со стремлением к выявлению уникальных возможностей и потребностью проявления своеобразия собственной личности; с |
ной, В.В. Горшковой, К.К. Сергеева. В.В. Серикова, М.Г. Ермолаевой и др.) показывает, что понятие «субъект» и словосочетание «субъект деятельности» активно используется в педагогике. Гак. В.В. Сериков (537) отмечает, что субъект деятельности это человек, который способен не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, созидать новые за счет: • осознания и принятия своей цели, задач, установок деятельности на настоящем и предстоящих этапах ее осуществления, способности и стремления в необходимых случаях самостоятельно их определять; • владения необходимыми процедурами, умениями и навыками, ориентировочными основами реализации деятельностей в соответствии с принятыми или самостоятельно выработанными установками и задачами; • понимания собственной значимости для других людей, ответственности за результаты своей деятельности; • способности к нравственному выбору в ситуациях коллизий, стремления определиться и обосновать свой выбор; • способности к рефлексии, потребности в ней как необходимом условии сознательного регулирования своего поведения, жизнедеятельности в соответствии с желаниями и принятыми целями, с одной стороны, и ограничениями, осознанием пределов собственной несвободы, с другой стороны. Нам близка позиция В.В. Горшковой, она справедливо считает, что под субъектом понимается человек, способный действовать в условиях свободы, когда в процессе целеполагающей деятельности детерминация действий происходит в самом человеке, а не во внешней среде. Субъект человек, проявляющий активную избирательную позицию, начиная от самоосознанного целеполагания, способный самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, инициативно и креативно создавать и интегрировать способы и условия решения поставленных перед ним задач, инновационно рефлексировать и прогнозировать результаты деятельности и отношений. «...Подлинный субъект, отмечает В.В. Горшкова, характеризуется осоз 124 нанностью активности... Обусловленная самоосознанным целеполаганием активность свободна и становится необходимым признаком субьектности человека» (176. 13). Тем самым автор подчеркивает, что активность выступает в качестве сущностного признака субъекта. Причем отличие человекасубъекта от человека-объекта состоит в том, что первый является носителем креативной активности, порождаемой свободой, и в связи с этим определяющей субъекта неповторимым, отличным от других однородных субъектов. Под активностью субъекта Б.В. Горшкова понимает: • субъектно-личностное образование, которое характеризуется возможностью свободного целеполагания и способностью инициативно ставить и решать определенные задачи; • аутокреационный феномен, индивидуальное качество человека, проявляющееся в жизнесозидательных связях с миром и человеком; • социокультурный и ценностный способ связи с реальными и проектируемыми отношениями, новациями, процессами. То есть активность субъекта выступает в качестве интегративного свойства личности, а свобода понимается как «высшая форма развития субъектной направленности личности, высшая ступень самосознания субъекта, делающая его персонально ответственным за выбор перед собой и другими» (176, 13). Только свободный субъект способен вносить коррективы в свою деятельность, изменять обстоятельства и тем самым самого себя, исходя из поставленной цели. Автор считает, что процесс расширения свободы субъекта взаимообусловлен тремя уровнями: несвобода личности; свобода как возможность выбора; свобода творчества, самосозидания. В.В. Горшкова отмечает, что подлинное межсубъектное единство основывается на «различиях, непохожести, неповторимости, то есть на уникальности субъекта деятельности и отношений» (176, 15). Категория «уникальность» возводится автором в ранг результатиругащего признака субъекта, ко т ф т т торый соотносится у человека: со стремлением к выявлению уникальных возможностей и потребностью проявления своеобразия собственной личности; с готовностью принять индивидуальные особенности другого и интегрировать их в организации совместной деятельности; с проектированием новых путей и условий для опережающего построения деятельности и собственного непрерывного развития; с внутренней опорой на потенциальные особенности личности и их практической реализацией; с естественным стремлением к самовостребованности уникально-индивидуальных качеств и самопроектированием путей и способов проявления меры своей неповторимости и непохожести на других (176. 17). В вышеуказанных педагогических исследованиях отмечается, что субъекта характеризует внутренняя независимость от внешнего мира. Он самостоятелен в выборе ценностно-допустимых целей и способов поведения. Ятя него характерно осознание смысла деятельности, способность к целеполаганию, осознанная активность как преобразовательное отношение к внутреннему и внешнему миру человека, способность к рефлексии и инновационным изменениям. Вместе с тем, в педагогике замечается, что человек в развивающемся гражданском обществе должен не столько «правильно» усвоить существующие нормы, сколько получить опыт построения своих норм, для чего необходимы возможность, а затем и умение преломлять нормы существующие через собственное «Я». «Цепочка: освоение нормы присвоение нормы создание нормы новой, собственной была оборвана на самом важном последнем этапе» (417, 106). М.Н. Осиновский и Н.С. Степанов отмечают, что в современной социокультурной ситуации ребенок должен рассмафиватъся в качестве субъекта образовательного процесса и полноценно функционировать, обладая такими психологическими новообразованиями, как: • способность к безусловному принятию себя; • способность к безусловному принятию другого; 125 |