нове знания возможна продуктивная практика преобразования мира и самого себя; • способность к рефлексии, как способность самосознания, самонаблюдения, самооценки, самоконтроля в процессе деятельности; • способность в саморегуляции своего поведения, т.е. в действии согласно ценностным ориентациями и в подчинении только тем нормам, которые приобрели для него ценностное значение; • осознанность действий, ценностных позиций, т.е. отчет в глубинных мотивах своего поведения; • способность к целеполаганию, как обращение сознания субъекта вовне, к желаемому результату, к конструированию силой воображения идеального прообраза того объекта, который предстоит создать на практике, и прообраза самого субъекта, каким он хочет себя видеть; • способность действовать в условиях свободы выбора цели, способов и средств реализации, ибо если и когда у нас нет свободы выбора из нескольких возможных решений такого, какой наша субъективность считает оптимальным, не возникает сама ценностная ситуация; • уникальность субъекта, неповторимость как результирующий признак. Понятие субъектности потенциально включает в себя всю совокупность проявлений человеческой психологии и представляет собой особого рода целостность. Ссылаясь на исследования А.В. Брушлинского, мы отмечаем, что субъектом является не психика человека, а человек, обладающий психикой. Автор подчеркивает: «Трактовка человека как субъекта помогает целостно, системно раскрыть его специфическую активность во всех видах взаимодействия с миром (практического, чисто духовного и т.д.)» (40; 4). Проблему субъекта разрабатывал и Б.Г. Ананьев выделяя ее как относительно самостоятельную из триады «индивид личность индивидуальность». «Совпадение личности и субъекта относительно даже при максимальном сближении их свойств, так как субъект характеризуется совокупно |
133 т * *-■ психическое принадлежит индивиду, человеку как субъекту и потому всегда является субъективным» (124, 186). В философских работах М.С. Кагана (260-262) выделяются следующие признаки субъекта: • активность, понимаемая как порождение материальной или духовной энергии; • способность познавать мир и самого себя в мире, ибо только на основе знания возможна продуктивная практика преобразования мира и самого себя; • способность к рефлексии как способность самосознания, самонаблюдения, самооценки, самоконтроля в процессе деятельности; • способность к саморегуляции своего поведения, т.е. в действии согласно ценностным ориентациями и в подчинении только тем нормам, которые приобрели для него ценностное значение; • осознанность действий, ценностных позиций, т.е. отчет в глубинных мотивах своего поведения; • способность к целеполаганию как обращение сознания субъекта вовне, к желаемому результату, к конструированию силой воображения идеального прообраза того объекта, который предстоит создать на практике, и прообраза самого субъекта, каким он хочет себя видеть; • способность действовать в условиях свободы выбора цели, способов и средств реализации, ибо если у нас нет свободы выбора из нескольких возможных решений такого, какой наша субъективность считает оптимальным, не возникает сама ценностная ситуация; • уникальность субъекта, неповторимость как результирующий признак. У К.А. Абульхановой-Славской свойство быть субъектом психической активности отводится нс «внешнему» и не «внутреннему», а человеческому индивиду. Причем индивид как субъект психической деятельности нетождественен собственной психике. «Индивид является субъектом психической 134 * деятельности в том смысле, пишет К.А. Абульханова-Славская, что он, благодаря психике, изменяет объективные условия своей деятельности» (7, 261). Понятие субъектности потенциально включает в себя всю совокупность проявлений человеческой психологии и представляет собой особого рода целостность. Ссылаясь на исследования А.В. Брушлинского, мы отмечали, что субъектом является не психика человека, а человек, обладающий психикой. Автор подчеркивает: «Трактовка человека как субъекта помогает целостно, системно раскрыть его специфическую активность во всех видах взаимодействия с миром (практического, чисто духовного и т.д.). По мере взросления все большее место занимают саморазвитие, самовоспитание, самоформирование и соответственно больший удельный вес принадлежит внутренним условиям, через которые всегда только и действуют внешние причины, влияния и т.д.» (122, 4). И далее: «Человек как субъект, это высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, состояний и свойств, его сознания и бессознательного. Будучи изначально активным, человеческий индивид однако не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов своей активности... На определенном этапе жизненного пути уже ребенок становится личностью, а каждая личность есть субъект (хотя последний, как мы видели не сводится к личности)» (122, 31). Для нашего исследования важно также следующее замечание ученого: «...Любая личность может быть объектом подлинного воспитания лишь постольку, поскольку она вместе с тем является субъектом этого воспитания, вес более становящегося самовоспитанием» (124, 19). Идеи К.А. Абульхаиовой-Славской и А.В. Брушлинского о субъекте созвучны представлениям С.Л. Рубинштейна о психическом, которое объективно существует только как субъективное. «Субъективной в этом общем смысле слова является всякая психическая, всякая познавательная деягельФ ность в том числе и та, которая раскрывает человеку объективную реаль ность и выражается в объективной истине. Не существует, значит, никакой несовместимости между субъективностью как общей характеристикой всякой психической, всякой познавательной деятельности как деятельности человеческой и объективностью ее содержания, ее результата. Субъективность в вышеуказанном смысле никак не означает неадекватности объективному» отмечал С.Л. Рубинштейн (514. 61). Проблему субъекта разрабатывал и Б.Г. Ананьев выделяя ее как относительно самостоятельную из триады «индивид-личностьиндивидуальность». «Совпадение личности и субъекта относительно даже при максимальном сближении их свойств, так как субъект характеризуется совокупностью деятельное гей и мерой их продуктивности, а личность совокупностью общественных отношений..., определяющих положение человека в обществе...» (24, 141). Структура человека как индивида представляет собой совокупность возрастно-половых и индивидуально-типических свойств. Взаимодействие этих свойств определяет динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. Основной формой индивидных свойств Б.Г. Ананьев считает онтогенетическую эволюцию, которая осуществляется по определенной филогенетической программе, хотя и модифицируются под влиянием социальной истории человечества диапазонами возрастной и индивидуальной изменчивости. «Человек как субъект практической деятельности характеризуется не только его собственными свойствами, но и теми техническими средствами труда, которые выступают своего рода усилителями, ускорителями и преобразователями его функций. Как субъект теоретической , человек в такой же мере характеризуется знаниями и умениями, связанными с оперированием специфическими знаковыми системами. Высшей интеграцией субъектных свойств является творчество, а наиболее обобщенными эффектами (а вместе с тем потенциалами) способности и талант» (29, 220). Это, по мнению |