Проверяемый текст
Трещев Александр Михайлович. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя (Диссертация 2001)
[стр. 75]

стью деятельностей и мерой их продуктивности, а личность совокупностью общественных отношений, ...
определяющих положение человека в обществе...» (4; 141).
Выделение в структуре человека подструктур индивида и личности оправдано на наш взгляд наличием природного и социального в человеке.
Вместе с тем разделение в структуре человека подструктур личности и субъекта является несколько искусственной процедурой, так как лишить личность субъектности или субъекта личности невозможно.
Заметим, что, и сам Б.Г.
Ананьев считал
разделение человеческих свойств на индивидные, личностные и субъектные условным, относительным.
Однако у Б.Г.
Ананьева отсутствует понимание субъекта как субъекта жизненного пути, которое было предложено
С.Л.
Рубинштейном.
Несмотря на то, что Б.Г.
Ананьев нс определил понятие «субъектность», в его работах можно выделить следующее ее признаки: субъектные свойства появляются только на личностном уровне развития и определяются балансом экстериоризации и интериоризации, причем в последствии возрастает перевес экстериоризации над интериоризацией; субъект характеризуется совокупностью деятельностей и свойств, необходимых для продуктивного выполнения тех или иных видов деятельности; деятельность субъекта характеризуется не только продуктивностью, но и носит преобразующий характер.
На развитие субъектной парадигмы определенное влияние оказал разработанный Б.Ф.
Ломовым
«субъект-субъектный» принцип, утверждающий важность интеграции субъектных усилий заинтересованных сторон в деле воспроизводства психической жизни.
Он отмечал: «...Психические явления формируются, развиваются и проявляются в процессах деятельности и общения.
Но принадлежат они не деятельности или общению, а их субъекту...
Ни деятельность, ни общение сами по себе никакими психическими качествами не обладают, да они сами по себе и не существуют»
(102; 289).
В работах А.Г.
Асмолова субъектность выступает как одна из характеристик деятельности, раскрывающая ее внутренний план.
Высшей формой
[стр. 136]

136 « + # « Б.Г.Ананьева, и есть основные характеристики человека как субъекта деятельности.
Характеристики человека как личности у Б.Г.
Ананьева определяются статусом, на основе которого и в постоянной взаимосвязи с ним строятся системы общественных функций-ролей, целей, ценностных ориентаций.
Статус, роли и ценностные ориентации образуют первичный класс личностных свойств.
Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения и структуру общественною поведения, они составляют уже второй класс личностных свойств.
Интегрированным эффектом взаимодействия этих классов личностных свойств является характер и склонности человека.
Выделение в структуре человека подструктур индивида и личности оправдано, на наш взгляд, наличием природного и социального в человеке.
Вместе с тем разделение в структуре человека подструктур личности и субъекта является несколько искусственной процедурой, так как лишить личность субъектности или субъекта личности невозможно.
Заметим, что и сам Б.Г.
Ананьев считал
подразделение человеческих свойств на индивидные, личностные и субъектные условным, относительным.
Однако у Б.Г.
Ананьева отсутствует понимание субъекта как субъекта жизненного пути, которое было предложено
С’.Л.
Рубинштейном.
Несмотря на то что Б.Г.
Ананьев не определил понятие «субъектность».
в его работах можно выделить следующее ее признаки: субъектные свойства появляются только на личностном уровне развития и определяются балансом экстериоризации и интериоризации, причем впоследствии возрастает перевес экстериоризации над
ингериоризапией; субъект характеризуется совокупностью деятельностей и свойств, необходимых для продуктивного выполнения тех или иных видов деятельности; деятельность субъекта характеризуется не только продуктивностью, но и носит преобразующий характер.
На развитие субъектной парадигмы определенное влияние оказал разработанный Б.Ф.
Ломовым
«субъекг-субъектный» принцип, утверждающий

[стр.,137]

важность интеграции субъектных усилий заинтересованных сторон в деле воспроизводства психической жизни.
Он отмечал: «...Психические явления формируются, развиваются и проявляются в процессах деятельности и общения.
Но принадлежат они не деятельности или общению, а их субъекту...
Ни деятельность, ни общение сами по себе никакими психическими качествами не обладают, да они сами по себе и не существуют»
(340, 289).
В работах А.Г.
Асмолова субъектность выступает как одна из характеристик деятельности, раскрывающая ее внутренний план.
Высшей формой
субъектноети выступает личностный смысл.
Если человек относится к себе как к субъекту собственной профессиональной деятельности, характер выполнения этой деятельности принимает у него характер решения задачи на личностный смысл.
А.Г.
Асмолов предлагает выделить два плана анализа проявлений личности как субъекта деятельности: продуктивный и инструментальный.
Продуктивные проявления личности как субъекта деятельности составляют процессы активности, самоотдачи, преобразования себя и других, ответственность за свои поступки, процессы формирования новых целей, целсобразования.
Особенно рельефно личность как субъект деятельности проявляет себя в ситуации свободного выбора.
К продуктивным проявлениям личности как субъекта деятельности А.Г.
Асмолов относит «не только преобразования себя, но и те преобразования, которые личность своими поступками и деяниями вносит в смысловую сферу других людей, в культуру, в общественное производство» (57.
89-90).
К инструментальным проявлениям личности как субъекта деятельности ученый относит характер и способности личности.
Способности определяют меру успешности и эффективности деятельности, а характер тактику поведения личности, действующей ради достижения своих мотивов.
В целом можно сделать общий вывод о том, что субъектность возникает на определенном уровне развития личности и представляет собой ее признак, который определяет своеобразие внешнего поведения человека.
Отсюда

[Back]