Проверяемый текст
Трещев Александр Михайлович. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя (Диссертация 2001)
[стр. 79]

ектность презентуется такими чертами человека, которые присуще ему внутренне неотчуждаемы и несводимы к заданности.
Причем, «быть свободным» это только одно из условий субъектности.
«Другое условие отвечать за свой выбор, нести бремя ответственности за исходы собственных действий»
(149; 94).
Свободно и одновременно ответственно принимать непредрешенное, значит испытывать себя в своей
первопричинности, «полагая себя как субъект» (149; 285).
«Феномен субъектности состоит в том, — отмечает В.А.
Петровский, что человек полагает себя в качестве причины своего собственного бытия в мире, что обнаруживается в актах свободного выхода за границы предустановленного (проявления активной неадаптивности человека), отражения себя в других людях («бытие в другом и для другого») и в самом себе («бытие в себе и для себя»)»
(150; 70).
Причем, как справедливо отмечает В.А.
Петровский, «субъектность человека проявляется в его деятельности, особой активности, посредством которой человек воспринимает себя, свое собственное бытие в мире»
(149; 8).
Здесь субъектность понимается как первопричинность человека по отношению к его деяниям и помыслам.

Онтологически ориентированную модель объяснения механизма становления и развития «внутреннего мира», «субъективной реальности» предлагают В.И.
Слободчиков и Е.И.
Исаев, вводя представление о «со-бытии» как об объекте и источнике развития субъективной реальности, живой общности людей в своем бытийном единстве и различенной самобытности каждого, входящего в эту общность.
Причем субъективность понимается авторами как категория, определяющая общий принцип существования человеческой реальности,
непосредственного само-бытия человека.
Она обнаруживает себя в способности человека встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности и находит свое высшее выражение в рефлексии (180; 20).
В.И.
Слободчиков в развитии субъективности вводит три типа детерминации: причинную, целевую и ценностную.
Только в этих трех координа
[стр. 142]

142 подлинно человеческой ...
психической сущности есть главная субъектная функция» (587, 256).
Оригинальный подход к исследованию «феномена субъектности» разработал В.А.
Петровский.
В его работах субъектность раскрывается на основе концепций надситуативной активности и персонализации человека.
Согласно принципу «надситуативной активности», «...субъект, действуя в направлении реализации исходных отношений его деятельности, выходит за рамки этих отношений и, в конечном счете, преобразует их» (460, 90).
Персонализация понимается как идеальная представленность индивида в других людях, как его инобытие в них (и, между прочим, в себе, как «другом»).
«Сущность этой идеальной представленности, этих «вкладов» в тех реальных смысловых преобразованиях, действенных изменениях интеллектуальной и эффективно-потребностной сфер личности другого человека, которые производит деятельность индивида или его участие в совместной деятельности.
Инобытие индивида в других людях это не статичный отпечаток.
Речь идет об активном процессе, о своего рода «продолжении себя в другом».
Здесь схватывается важнейшая особенность личности (если она действительно личность) обрести вторую жизнь в других людях, производить в них долговечные изменения, имеющие свою динамику» (460, 349).
В качестве атрибутных характеристик субъектности человека выделяются цслеполагание, свобода, целостность, развитие.
«...Человек выступает со стороны своей субъектности, как свободное, ответственное существо, целеполагающее, целостное развивающее...» (460, 282).
Понятно, что субъектность презентуется такими чертами человека, которые присуще ему внутренне неотчуждаемы и несводимы к заданности.
Причем «быть свободным» это только одно из условий субъектности.
«Другое условие отвечать за свой выбор, нести бремя ответственности за исходы собственных действий»
(460, 94).
Свободно и одновременно ответственно принимать непредрешенное значит испытывать себя в своей
иервопричинности, «полагая себя как субъект» (460, 285).


[стр.,143]

«Феномен субъектности состоит в том, отмечает В.А.
Петровский, что человек полагает себя в качестве причины своего собственного бытия в мире, что обнаруживается в актах свободного выхода за границы предустановленного (проявления активной неадаптивности человека), отражения себя в других людях («бытие в другом и для другого») и в самом себе («бытие в себе и для себя»)»
(461, 70).
Причем, как справедливо отмечает В.А.
Петровский, «субъектность человека проявляется в его деятельности особой активности, посредством которой человек воспринимает себя, свое собственное бытие в мире»
(460, 8).
Здесь субъектность понимается как первопричинность человека по отношению к его деяниям и помыслам.

Вслед за В.А.
Петровским мы отмечаем, что в теории личности можно выделить два уровня концепций: индивидуально-психологические и социально-психологические.
В индивидуально-психологических концепциях выделяется идея «субъектности», с одной стороны, представленная имплицитно, с другой эксплицитно.
Имплицитно идея субъектности представлена через «Паю», «16» и «5ирег-Р.«о» (3.
Фрейд), «потребность в самоутверждении» (А.
Адлер), «базальную тревогу» (К.
Хорни), «архетипы», «первичные модули» (К.
Юнг), «черты» (Г.
Олпорт), «самоготип» (Э.
Кречмер, Л.
Шелдон), «конституциональные типы» (А.Ф.
Лазурский), «доминирующее отношение» (В.Н.
Мясищев), «основную жизненную направленность» (АЛ 1.
Ананьев) и др.
Эксплицитно идея субъектности присутствует в категориях: «идеальный тип индивидуальности» (Э.
Шпрангер), «персона» (В.
Штерн), «рефлексирующее сознание» (К.
Ясперс), «рост личности изнутри», «тенденция к актуализации» (К.
Роджерс), «поиск смысла» (Ф.
Франкл), «стремление к самоактуализации» (А.
Маслоу) и др.


[стр.,147]

ся тем, что личность формируется по образу и подобию типичных социальных отношений, и для ее понимания необходимо знать, какие функции человек выполняет в обществе, какие требования предъявляются к нему существующей общественной системой (С.Л.
Рубинштейн).
В рамках рассматриваемой парадигмы Л.Б.
Ительсон даст характеристику типичных ролевых педагогических позиций.
С точки зрения автора, педагог может выступать в качестве: • информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д.; • друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка; • диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников: • советчика, если использует осторожное уговаривание; • просителя, если педагог упрашивает воспитанника быть таким, «как надо», опускаясь порой до самоунижения, лести; • вдохновителя, если он стремится увлечь интересными целями, перспективами (453, 33).
В плоскости акциональной парадигмы лежит понимание позиции В.В.
Те кучевым, который определяет ее как сложную, устойчивую и постоянно развивающуюся внутреннюю социально-психологическую систему отношений конкретной личности к себе и социальному окружению, детерминированную характером общественно-экономических условий, социальными ценностями и отражающую характер взаимосвязи личности и общества (589).
Онтологически ориентированную модель объяснения механизма становления и развития «внутреннего мира», «субъективной реальности» предлагают В.И.
Слободчиков и Е.И.
Исаев, вводя представление о «событии» как об объекте и источнике развития субъективной реальности, живой общности людей в своем бытийном единстве и различенной самобытности каждого, входящего в эту общность.
Причем субъективность понимается авторами как категория, определяющая общий принцип существования человеческой ре

[Back]