80 • тах, как утверждает ученый, можно понять суть субъективности. Он пишет: «Собственно развитие в данном случае может быть представлено двояким образом: по схеме процесса (как временная последовательность ступеней, периодов, стадий) и по структуре деятельности (как совокупность ее способов и средств, где следствие их друг за другом имеет не временную, а целевую детерминацию). Однако необходимо ввести особое третье представление о развитии: а именно, как о КАРДИНАЛЬНОМ СТРУКТУРНОМ • ПРЕОБРАЗОВАНИИ того, что развивается. Развитие это СДВИГ, «МЕТАМОРФОЗ», СКАЧОК, которые по своей сути не сводимы ни к процессуальным, ни к деятельностным характеристикам (ни к причинным, ни к целевым детерминантам); а соответственно не являются ни естественными, ни искусственными формами развития. Скорее, эти формы сверхили внеестественны, ино-природны для человеческой субъективности в ее сугубо историко-культурной развертке» (132; 100). Только выход в духовную реаль• ность бытия человеческой субъективности и поиск ценностных детерминант ее становления позволяет говорить о развитии как о САМОРАЗВИТИИ, т.е. о развитии человеком своей собственной САМОСТИ. Подчеркивая признание за человеком качества субъектности, В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев утверждают, что «субъектность — это многообразие психологических способностей и механизмов, обобщенно представленных в таких психологических реалиях, как разум, чувства, побуждения, воля, способности, характер человека. Иначе говоря, субъектность есть центральное & образование человеческой субъективности, а следовательно, центральная категория психологии человека» (179; 253). Носителями и реализаторами субъектности выступает «множество предметно-орудийных и чувственно-практических действий, которые становятся содержанием и основой становления субъекта его самостоятельной деятельности, его собственного сознания, его собственных отношений» (180; 46). |
альности, непосредственного самобытия человека. Она обнаруживает себя в способности человека встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности и находит свое высшее выражение в рефлексии. В человеке, по мнению В.И. Слободчикова, субъективно все то, что «является основой самой возможности и способности быть (становиться) в практическом отношении к своей жизни, к самому себе; соответственно все то в человеке, что остается за пределами такого отношения, является объектным (фактически-природным), еще только могущим стать фактом предстоящей ему собственной жизнедеятельности» (556, 20). В.И. Слободчиков в развитии субъективности вводит три типа детерминации: причинную, целевую и ценностную. Только в этих грех координатах, как утверждает ученый, можно понять суть субъективности. Он пишет: «Собственно развитие в данном случае может быть представлено двояким образом: по схеме процесса (как временная последовательность ступеней, периодов, стадий) и по структуре деятельности (как совокупность сс способов и средств, где следствие их друг за другом имеет не временную, а целевую детерминацию). Однако необходимо ввести особое третье представление о развитии, а именно: как о КАРДИНАЛЬНОМ СТРУКТУРНОМ ПРЕОБРАЗОВАНИИ того, что развивается. Развитие это СДВИГ. «МЕТАМОРФОЗА», СКАЧОК, которые по своей сути не сводимы ни к процессуальным, ни к деятельностным характеристикам (ни к причинным, ни к целевым детерминантам); а соответственно, нс являются ни естественными, ни искусственными формами развития. Скорее, эти формы сверхили внеестественны, иноприродны для человеческой субъективности в ее сугубо историко-культурной развертке» (419, 100). Только выход в духовную реальность бытия человеческой субъективности и поиск ценностных детерминант ее становления позволяет говорить о развитии как о САМОРАЗВИТИИ, т.е. о развитии человеком своей собственной САМОСТИ. Подчеркивая признание за человеком качества субъектности, В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев утверждают, что «субъсктность это много148 образие психологических способностей и механизмов, обобщенно представленных в таких психологических реалиях, как разум, чувства, побуждения, воля, способности, характер человека. Иначе говоря, субъектность есть центральное образование человеческой субъективности, а следовательно, центральная категория психологии человека» (555, 253). 11осителями и реализаторами субъектности выступает «множество предметно-орудийных и чувственно-практических действий, которые становятся содержанием и основой становления субъекта его самостоятельной деятельности, его собственного сознания, его собственных отношений» (556, 46). Нельзя, однако, согласиться с тем, что субъективность есть лишь результат развития «со-бытия». Субъективность человека активно влияет и на «со-бытие». Здесь присутствует взаимный акт влияния или даже воздействия одного на другое. «Результатом субъективной активности, как справедливо отмечает В.Э. Чудновский, является не только преобразование внешнего мира, но и формирование специфически целостного, относительно самостоятельного внутреннего мира человека. Этот мир не только порождение объективных условий, но и творец как объективных условий, так и во многом собственной судьбы человека» (644, 8). Определяя понятия «субъективное» и «субъектное», А.К. Осницкий отмечает: «По существу, в психологии субъективное целостная онтолгическая характеристика бытия человека. Субъектность содержательнодейственная характеристика активности, подчеркивающая интенциональность субъекта, может в данном ракурсе рассматриваться как одна из граней субъективности» (440, 9). Субъективное соотносится со своеобразием результатов отображения человеком внешних условий и психических процессов. В зависимости от особенностей субъективности, разные люди при встрече с одним и тем же объектом (явлением) выделяют его различные качества, и этот объект предстает перед ними в виде разных предметов. |