Проверяемый текст
Трещев Александр Михайлович. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя (Диссертация 2001)
[стр. 81]

Нельзя, однако, согласиться с тем, что субъективность есть лишь результат развития «со-бытия».
Субъективность человека активно влияет и на «со-бытие».
Здесь присутствует взаимный акт влияния или даже воздействия одного на другое.
«Результатом субъективной активности, как справедливо отмечает В.Э.
Чудновский, является не только преобразование внешнего мира, но и формирование специфически целостного, относительно самостоятельного внутреннего мира человека.
Этот мир не только порождение объективных условий, но и творец как
объекгивных условий, так и во многом собственной судьбы человека» (213; 8).
Определяя понятия «субъекгивное» и «субъектное» А.К.
Осницкий отмечает: «По существу, в психологии субъективное — целостная
онтологическая характеристика бытия человека.
Субъектность содержательнодейственная характеристика активности, подчеркивающая интенциональность субъекта, может в данном ракурсе рассматриваться как одна из
фаней субъективности» (142; 9).
А.К.
Осницкий замечает, что в психологии субъективное является целостной онтологической характеристикой бытия человека, оно гносеологически часто соотносится со своеобразием результатов отображения человеком внешних объективных условий и психических процессов.

О субъектности ученый говорит следующее: «Субъектность в деятельности и поведении, процессах восприятия, принятия решений и т.п.
связана прежде всего с индивидуальными особенностями освоенной человеком преобразующей активности: индивидуальными особенностями постановки и решения задач (мысленных или предметных).
И специфика субъектности определяется функциями регуляции активности, которые актуальны в данный момент для человека или актуальны с точки зрения перспективы»
(142; 10).
Таким образом, под субъективностью понимается все то, что задает качественную определенность жизни конкретного субъекта, принадлежит субъекту либо им производится или проистекает из него.
Сюда можно отнести субъективные идеи, смыслы, суждения, оценки, потребности, способно
[стр. 149]

образие психологических способностей и механизмов, обобщенно представленных в таких психологических реалиях, как разум, чувства, побуждения, воля, способности, характер человека.
Иначе говоря, субъектность есть центральное образование человеческой субъективности, а следовательно, центральная категория психологии человека» (555, 253).
11осителями и реализаторами субъектности выступает «множество предметно-орудийных и чувственно-практических действий, которые становятся содержанием и основой становления субъекта его самостоятельной деятельности, его собственного сознания, его собственных отношений» (556, 46).
Нельзя, однако, согласиться с тем, что субъективность есть лишь результат развития «со-бытия».
Субъективность человека активно влияет и на «со-бытие».
Здесь присутствует взаимный акт влияния или даже воздействия одного на другое.
«Результатом субъективной активности, как справедливо отмечает В.Э.
Чудновский, является не только преобразование внешнего мира, но и формирование специфически целостного, относительно самостоятельного внутреннего мира человека.
Этот мир не только порождение объективных условий, но и творец как
объективных условий, так и во многом собственной судьбы человека» (644, 8).
Определяя понятия «субъективное» и «субъектное», А.К.
Осницкий отмечает: «По существу, в психологии субъективное целостная
онтолгическая характеристика бытия человека.
Субъектность содержательнодейственная характеристика активности, подчеркивающая интенциональность субъекта, может в данном ракурсе рассматриваться как одна из
граней субъективности» (440, 9).
Субъективное соотносится со своеобразием результатов отображения человеком внешних условий и психических процессов.
В зависимости от особенностей субъективности, разные люди при встрече с одним и тем же объектом (явлением) выделяют его различные качества, и этот объект предстает перед ними в виде разных предметов.


[стр.,150]

150 * * * Л.К.
Осницкий замечает, что в психологии субъективное является целостной онтологической характеристикой бытия человека, оно гносеологически часто соотноси
гея со своеобразием результатов отображения человеком внешних объективных условий и психических процессов.
Субъективное всегда выступает как данность, как репрезентация того, что субъекту открылось в данный момент, при этом особенности субъективного в опыте человека открываются стороннему наблюдателю.
О субъектности ученый говорит следующее: «Субъектность в деятельности и поведении, процессах восприятия, принятия решений и т.п.
связана прежде всего с индивидуальными особенностями освоенной человеком преобразующей активности: индивидуальными особенностями постановки и решения задач (мысленных или предметных).
И специфика субъектности определяется функциями регуляции активности, которые актуальны в данный момент для человека или актуальны с точки зрения перспективы»
(440, 10).
Субъектность может быть обнаружена в отношении к вещам, знакам, событиям, явлениям, людям и самому себе и проявляется в действиях, когда человек начинает их рассматривать, анализировать, комбинировать, использовать в качестве средства.
Таким образом, под субъективностью понимается все то, что задает качественную определенность жизни конкретного субъекта, принадлежит субъекту либо им производится или проистекает из него.
Сюда можно отнести субъективные идеи, смыслы, суждения, оценки, потребности, способности
и пр., то есть все то, что в онтогенетическом отношении определяет внутренний мир человека, его внутреннее содержание.
О субъективном можно говорить как о гносеологическом, аксиологическом, праксиологическом и др.
отношениях субъекта к объекту', в том числе и к самому себе.
Когда говорят о субъектности, то имеют в виду, прежде всего, то, что она выражает авторский характер активности индивида как субъекта, самопричинность и самоположенность его существования и развития.
«Субъектное всегда связано со способами разрешения проблем, отмечает

[Back]