бодиые действия в подлинном смысле этого слова отличаются, напротив, устойчивостью, самобытностью по отношению к изменчивым влияниям среды и даже отчасти возможностью предвидения» (52; 69). Ученый-педагог, философ отмечал, что свобода есть творчество нового. Человек свободен тогда, когда какую-нибудь трудную жизненную задачу, вставшую перед ним, разрешает по-своему, так, как никто ее не смог до него решить. И чем более незаменим, индивидуален его поступок, тем более человек свободен. «Поэтому свобода нс есть произвольный выбор между несколькими уже данными в готовом виде, хотя и возможными только путями, но созидание нового особого пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода» (52; 69). И далее: свободное действие это то, которое выражает и которым созидается наша личность. Г.А. Балл справедливо обращает внимание на то, что подлинная свобода отнюдь не тождественна и не сводима к свободе выбора, что выбор только момент свободы и что экзистенциальная свобода это свобода не только выбора, но и творчества. Исследователь приводит такую формулировку: «свобода, в самом общем смысле, это совокупность условий (или внешних, или если идет речь о психологической свободе внутренних), способствующих гармоничному развертыванию и проявлению разносторонних возможностей личности (в частности, путем устранения препятствий для этого) (22; 11). Обращаясь к инструментальной стороне личностной свободы, Г.А. Балл выделяет: умения саморгуляции деятельности; предпочтение, отдаваемое нс знаниям самим по себе, а компетентности; реалистическое и непредвзятое восприятие мира, открытость новому опыту и направленность на поиск истины, способность учитывать разные точки зрения, расширять благодаря этому свое видение проблем и, при наличии достаточных оснований, изменять свои взгляды; характеристические качества, способствующие самореализации личности (непринужденность поведения, положительный образ Я, способность ощущать радость и наслаждение под воздействием простей |
157 * ♦ Таким образом, анализ литературы позволил нам определить субъектность как свойство личности осуществлять осознанные изменения в окружающей действительности, активно преобразовывать свой внутренний мир и мир других людей. Причем это свойство проявляется в деятельности и поведении и выражается в позиции личности, делая ее устойчивой. Вместе с тем субъектная позиция человека характеризует его как активную, сознательную, способную к целеполаганию и рефлексии, уникальную, способную на свободу выбора и одновременно ответственную личность. Степень осознания преобразований, производимых человеком (в окружающем мире, самом себе и других людях) определяет уровень развития субъектности, так как эго проявляется в его способности определять цели, находить адекватные средства для их достижения, осуществлять планирование и прогнозирование предстоящих изменений, контролировать и корректировать собственную деятельность, анализировать и оценивать полученные результаты. Свобода выбора целей и средств деятельности является важной характеристикой субъектности. «Ибо, как отмечает М.С. Каган, если и когда у нас нет свободы выбора из нескольких возможных решений такого, какой наша субъективность считает оптимальным, не возникает сама ценностная ситуация. ...Для рождения ценностей недостаточно наличия субъекта и объекта и даже эмоционального отношения первого ко второму, нужна еще особая «ценностная позиция» субъекта; но такая позиция возникает именно в ситуации выбора, и выбора свободного, а не обусловленного каким-либо внешним давлением...» (261, 169-170). В этой связи уместно процитировать С.И. Гессена: «Если произвольные поступки характеризуются неустойчивостью, пассивной зависимостью от внешнего мира и постольку случайностью и непредвидимостью. то свободные действия в подлинном смысле этого слова отличаются, напротив, устойчивостью, самобытностью по отношению к изменчивым влияниям среды и даже отчасти возможностью предвидения» (162, 69). Ученый-педагог, фи лософ отмечал, что свобода есть творчество нового. Человек свободен тогда, когда какую-нибудь трудную жизненную задачу, вставшую перед ним, разрешает по-своему, так, как никто ее не смог до него решить. И чем более незаменим, индивидуален его поступок, тем более человек свободен. «Поэтому свобода не есть произвольный выбор между несколькими уже данными в готовом виде, хотя и возможными только путями, но созидание нового особого пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода» (162, 69). И далее: свободное действие это то, которое выражает и которым созидается наша личность. Г.А. Балл справедливо обращает внимание на то, что подлинная свобода отнюдь не тождественна и не сводима к свободе выбора, что выбор только момент свободы и что экзистенциальная свобода это свобода не только выбора, но и творчества. Исследователь приводит такую формулировку: «Свобода, в самом общем смысле, это совокупность условий (или внешних, или если идет речь о психологической свободе внутренних), способствующих гармоничному развертыванию и проявлению разносторонних возможностей личности (в частности, путем устранения препятствий для этого) (70, 11). В своих работах С.Л. Рубинштейн выделяет три аспекта свободы: а) самоопределения роли внутреннего в детерминации поведения на разных уровнях; б) свободы человека в общественной жизни; в) свободы в спинозовском смысле (контроля сознания над стихией собственных влечений) (518, 360). Раскрытие первого аспекта выводит на категорию активности субъекта и соответственно, личностная свобода выступает как особая форма активности. Раскрытие второго аспекта свободы связывается с ее социальнопсихологическими составляющими: диалектическое единство автономии личности и ее вхождение в некоторую общность; одновременная вовлеченность личности в разные общности; связь уважения к себе с готовностью 159 ♦ уважать других; диалектическое единство овладения социокультурными нормами и критическим отношением к ним. Раскрытие третьего аспекта свободы и описание индивидуальнопсихологических характеристик личностной свободы Г.Л. Балл предлагает связать со структурой личности. Он отмечает такие потребностномотивационные стороны личностной свободы, как: доминирующая роль потребности в самоактуализации, наличие «дела жизни», которому предан человек и о котором заботится больше, чем о защите своею Я; ведущая роль высших бытийных ценостей в той их системе, которой руководствуется личность. Обращаясь к инструментальной стороне личностной свободы, выделяет: умения саморгуляции деятельности; предпочтение, отдаваемое не знаниям самим по себе, а компетентности; реалистическое и непредвзятое восприятие мира, открытость новому опыту и направленность на поиск истины, способность учитывать разные точки зрения, расширять благодаря этому свое видение проблем и, при наличии достаточных оснований, изменять свои взгляды; характеристические качества, способствующие самореализации личности (непринужденность поведения, положительный образ Я, способность ощущать радость и наслаждение под воздействием простейших повседневных впечатлений, чувство юмора и пр., качества связанные с волевой активностью и позволяющие преодолеть внешние и внутренние препятствия, встающие на пути утверждения избранных личностью ценностей, реализации ее целей и жизненных стратегий) (70, 1516). Поэтому главная особенность психологически свободной личности состоит в сознательном использовании сю собственных инструментальных свойств для реализации своей направленности, а также в преодолении и изменении тех из них, которые такой реализации мешают (70, 14). В психолого-педагогической литературе свобода рассматривается как возможность и способность человека мыслить, действовать, совершать по |