Проверяемый текст
Трещев Александр Михайлович. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя (Диссертация 2001)
[стр. 86]

обеспечение высокого качества деятельности; готовность идти на риск ради достижения цели; готовность прийти на помощь другому человеку (64; 211).
Характеристикой субъектности является так же осмысленность жизни человека: «Осознание смысла жизни становится экзистенциальной ценностью тогда и только тогда, когда он осознается как смысл моей жизни, как духовный ориентир моего поведения» (52; 167).
Причем для личности это
переживаемая-осознаваемая позиция собственного существования.
Смысл жизни отражает жизненную концепцию человека, осознанный и обобщенный принцип его жизни, его жизненную цель.
«...Смысл жизни это не только будущее, не только перспектива, но и мера достигнутого человеком, оценка достигнутого своими силами по существенным для личности критериям» отмечает К.А.
Абульханова-Славская
(3; 73).
Субъектность позиции выражается также в ощущении первопричинности собственных действий, ощущении себя источником преобразований.
«Активно выходя в область непредрешенного, отмечает В.А.
Петровский, человек принимает на себя ответственность за исход, проявляя тем самым свою «причинность» в качестве субъекта действия (свое авторство); соотнося задуманное и осуществленное, человек устанавливает состоятельность своего бытия как субъекта; в актах подобного соотнесения рождается его «рефлексивное Я»
(«Я в себе и для себя» и «Я в другом и для другого»)» (149; 280281).
На основании индивидуально-монографических и социально-психологических исследований Б.Г.
Ананьевым установлено, что «существует определенная объективная последовательность в процессе характерообразования, когда прежде всего непосредственно в жизни социальной группы, из взаимоотношений между ее членами, возникают отношения личности к другим людям, впоследствии закрепляющиеся в практике общения и превращающиеся в наиболее общие и первичные черты характера»
(4; 159).
К ним относятся способы общения, общительность, привязанности в форме товарищества.
[стр. 161]

161 + уверенностью личности в своих возможностях, способностях и наличием собственных, внутренних критериев саморегуляции и характеризует личность как способную к самостоятельным действиям.
Характеристикой субъектпости является так же осмысленность жизни человека: «Осознание смысла жизни становится экзистенциальной ценностью тогда и только тогда, когда он осознается как смысл моей жизни, как духовный ориентир моего поведения» (162, 167).
Причем для личности это
псреживаемая-осознаваемая позиция собственного существования.
Смысл жизни отражает жизненную концепцию человека, осознанный и обобщенный принцип его жизни, его жизненную цель.
«...Смысл жизни это не только будущее, не только перспектива, но и мера достигнутого человеком, оценка достигнутого своими силами по существенным для личности критериям», отмечает К.А.
Абульханова-Славская
(13, 73).
Субьектность позиции выражается также в ощущении первопричинности собственных действий, ощущении себя источником преобразований.
«Активно выходя в область непредрешенного, отмечает В.А.
Петровский, человек принимает на себя ответственность за исход, проявляя тем самым свою «причинность» в качестве субъекта действия (свое авторство); соотнося задуманное и осуществленное, человек устанавливает состоятельность своего бытия как субъекта: в актах подобного соотнесения рождается его «рефлексивное Я»
(<сЯ в себе и для себя» и «Я в другом и для другого»)» (460.
280-281).
Отметим, что отношения личности реципрокны (45).
Человек не только сам «относится», но и фокусирует в себе отношения других людей.
Реципрокность отношений выражена в понятии «отраженная субьектность», предложенном В.А.
Петровским (461), под которой понимается идеальная представленность одного индивида как субъекта активности в жизнедеятельности других индивидов.
Говоря о педагоге, отметим, что он (педагог), «отражаясь» в учениках, выступает как деятельное начало, способствующее изменению их личност

[стр.,162]

162 I I ных смыслов, поведения, мотивов.
Одновременно эти отношения служат импульсом развития самого педагога.
При этом далеко не безразличны и особенности отношения другого участника взаимодействия ученика.
Реципрокный характер отношений определяет тем самым субъектносгь профессиональной позиции.
В силу этого субъектносгь педагога нельзя понимать как свойство, присущее только ему как индивиду.
Она существует как единство интраи интериндивидуального компонентов личности.
На основании индивидуально-монографических и социально-психологических исследований Б.Г.
Ананьевым установлено, что «существует определенная объективная последовательность в процессе характерообразования, когда прежде всего непосредственно в жизни социальной группы, из взаимоотношений между ее членами, возникают отношения личности к другим людям, впоследствии закрепляющиеся в практике общения и превращающиеся в наиболее общие и первичные черты характера»
(24, 159).
К ним относятся способы общения, общительность, привязанности в форме товарищества,
дружбы, любви и т.и., которые в свою очередь становятся внутренним основанием для образования других характерологических свойств: интеллектуальных, волевых, эмоционально-мотивационных, рефлексивных, возникающих в процессе развития из различных видов деятельности, из разнообразных отношений к жизненным обстоятельствам и событиям.
Но и здесь за каждым событием стоят другие люди его соучастники, превращающие данное событие в «со-бытие».
Другой то, что не есть Я, то есть «иное», представленное, однако, в отношении ко мне и для меня.
Но словам М.М.
Бахтина, «каждое переживание, каждая мысль ...
внутренне диалогичны ..., не сосредоточены просто на своем предмете, но сопровождаются вечной оглядкой на другого человека» (78, 38).
Именно поэтому личность представляет собой пункт пересечения нескольких, многих, множества отношений «мы» и «они» (470, 184).
Т.
Шибутани замечает, что представление каждого человека о самом себе поддерживается преимущественно реакциями других людей.
«То, как

[Back]