Проверяемый текст
Трещев Александр Михайлович. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя (Диссертация 2001)
[стр. 87]

дружбы, любви и т.п., которые в свою очередь становятся внутренним основанием для образования других характерологических свойств: интеллектуальных, волевых, эмоционально-мотивационных, рефлексивных, возникающих в процессе развития из различных видов деятельности, из разнообразных отношений к жизненным обстоятельствам и событиям.
Но и здесь за каждым событием стоят другие люди его соучастники, превращающие данное событие в «со-бытие».
Другой то, что не есть Я, то есть «иное», представленное, однако, в отношении ко мне и для меня.

Функции другого в отношении Я связаны с определением и усилением субъектных характеристик человека.
С появлением другого актуализируется потребность изменять окружающую действительность, определять меру этих изменений и транслировать другому суть происходящего.
Изучая проблемы личности в общении, К.А.
Абульханова-Славская подчеркивает, что усвоение социальных норм общения происходит через восприятие одного человека другим, а
нс только через поведение.
Признание того, что общество состоит из непохожих других, непохожих ни по внешним, ни по душевным качествам, доброжелательное отношение к этим другим, умение слушать их и уважать их мнения является предпосылкой формирования гуманной личности.

К уяснению сущности субъектности позиции
государственного служащего нас приближают взгляды В.А.
Петровского на личность: • быть личностью значит быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные контакты с миром; • быть личностью значит быть субъектом предметной деятельности; • быть личностью значит быть субъектом деятельности общения; • быть личностью значит быть субъектом деятельности самосознания.

Необходимо подчеркнуть, что субъектность не только следствие наращиваемого профессионального потенциала, но и условие его наращивания.
Сформировавшиеся смысловые установки, позитивное профессиональное Я, побуждают человека к постоянному самосовершенствованию и саморазви
[стр. 162]

162 I I ных смыслов, поведения, мотивов.
Одновременно эти отношения служат импульсом развития самого педагога.
При этом далеко не безразличны и особенности отношения другого участника взаимодействия ученика.
Реципрокный характер отношений определяет тем самым субъектносгь профессиональной позиции.
В силу этого субъектносгь педагога нельзя понимать как свойство, присущее только ему как индивиду.
Она существует как единство интраи интериндивидуального компонентов личности.
На основании индивидуально-монографических и социально-психологических исследований Б.Г.
Ананьевым установлено, что «существует определенная объективная последовательность в процессе характерообразования, когда прежде всего непосредственно в жизни социальной группы, из взаимоотношений между ее членами, возникают отношения личности к другим людям, впоследствии закрепляющиеся в практике общения и превращающиеся в наиболее общие и первичные черты характера» (24, 159).
К ним относятся способы общения, общительность, привязанности в форме товарищества, дружбы, любви и т.и., которые в свою очередь становятся внутренним основанием для образования других характерологических свойств: интеллектуальных, волевых, эмоционально-мотивационных, рефлексивных, возникающих в процессе развития из различных видов деятельности, из разнообразных отношений к жизненным обстоятельствам и событиям.
Но и здесь за каждым событием стоят другие люди его соучастники, превращающие данное событие в «со-бытие».
Другой то, что не есть Я, то есть «иное», представленное, однако, в отношении ко мне и для меня.

Но словам М.М.
Бахтина, «каждое переживание, каждая мысль ...
внутренне диалогичны ..., не сосредоточены просто на своем предмете, но сопровождаются вечной оглядкой на другого человека» (78, 38).
Именно поэтому личность представляет собой пункт пересечения нескольких, многих, множества отношений «мы» и «они» (470, 184).
Т.
Шибутани замечает, что представление каждого человека о самом себе поддерживается преимущественно реакциями других людей.
«То, как

[стр.,164]

164 т тие.
Через самораскрытие ...
я даю возможность другому увидеть во мне субъекта, то есть «субъектно» меня воспринять.
Гаков пролог в фазе партнерства.
венчающей собой полную реализацию отношения «субъектсубъект» и тем самым завершающую развитие на полюсе «я» «субъектного самоощущения»» (627, 41-42).
Функции «Другого» в отношении Я связаны с определением и усилением субъектных характеристик человека.
С появлением «Другого» актуализируется потребность изменять окружающую действительность, определять меру этих изменений и транслировать другому суть происходящего.
Изучая проблемы личности в общении, К.А.
Абульханова-Славская подчеркивает, что усвоение социальных норм общения происходит через восприятие одного человека другим, а
не только через поведение.
Признание того, что общество состоит из непохожих «Других», непохожих ни по внешним, ни по душевным качествам, доброжелательное отношение к этим «Другим», умение слушать их и уважать их мнения является предпосылкой формирования гуманной личности.

Признание «Другого» как личности, его субъсктности предполагает также и признание его «права на самоопределение», свободу, непохожесть на себя.
«Такой нормой, пишет К.А.
Абульханова-Славская, или высшим типом человеческого общения, достойною подражания, является не только признание, но и утверждение в другом человечности.
Признав право другой личности на самовыражение, человек делает первый шаг в этом направлении, но пока только пассивно признает необходимость такого общения и еще не содействует ему.
На высшую ступень общения он поднимется в процессе утверждения в другой личности всего лучшего, что в ней есть, всего человеческого» (13, 172).
В этой мысли заложен глубокий педагогический смысл.
Заметим, что специфические особенности субъектносги позиции педагога заключаются в том, что отношение учителя к себе как к субъекту' собственной деятельности связано с его отношением к учащимся как к субъектам их собственной деятельности.
Возможность проявления и развития учителем

[стр.,165]

своего потенциала и уровень профессионализма педагога определяются его способностью к актуализации субъектного начала в учащихся.
Поэтому при рассмотрении субъектности позиции важно учесть самоотношение учителя и отношение педагога к учащимся.
К проявлениям субъектности педагога, самодействия его как причины, относятся деятельность, общение, самосознание.
В.А.
Петровский выделяет четыре сферы проявления субъектности в человеческой деятельности.
«Это, во-первых, жизнь человека как воспроизводство его психофизической целостности, иначе говоря, его .*аш/г-деятельность.
Во вторых, воспроизводство мира в себе и себя в мире при осуществлении познавательных и практических актов это так называемая предметная деятельность (или «деятельность» в узком смысле этого слова).
В-третьих, воспроизводство общности с другими людьми, деятельность общения.
И, наконец, в-четвертых это воспроизводство себя как носителя сознания деятельность со^до («Я мыслю» самополагание в рефлексии) (460, 8).
К уяснению сущности субъектности позиции
педагога нас приближают взгляды В.
А.
Петровского на личность: • быть личностью значит быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные контакты с миром; • быть личностью значит быть субъектом предметной деятельности; • быть личностью значит быть субъектом деятельности общения; • быть личностью значит быть субъектом деятельности самосознания.

В работах психологов отмечается, что сущность и цель утверждающегося нового образования эго действительное развитие общих родовых способностей человека, обретение им универсальных способов деятельности и мышления (А.С.
Арсеньев, Г.С.
Батищев, В.В.
Давыдов.
В.И.
Слободчиков и ДР )• «Поэтому суть профессиональной деятельности педагога в контексте этой парадигмы образования составляет социально-педагогическое и психо

[Back]