Проверяемый текст
Трещев Александр Михайлович. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя (Диссертация 2001)
[стр. 94]

сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве автора и творца.
Проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении психических свойств личности
ее способностей, темперамента п характера; она завершается раскрытием самосознания личности» (167; 635).
Мы полагаем, что основу развития внутреннего мира человека составляют процессы связанные, прежде всего с самосознанием личности, как фундаментальным условием творческой реализации человеком его собственных целей и ценностей.
Вот почему в качестве фундаментального условия развития субъектности
государственного служащего следует рассматривать его профессиональное самосознание.
Самосознание является предпосылкой развития субъектности, поскольку, будучи существенным образованием психологии личности, способствует влиянию на ее отношения к системе существующих социальных норм, правил поведения и, в общем, на позицию личности.
Самосознание позволяет человеку
не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе.
Так Б.Д.
Парыгин замечает: «Существо самосознания состоит в способности и умении человека отделять себя от той жесткой и довольно стереотипной как социальной, так и биологической программы поведения, которая характеризует его лишь как объект биосоциальных отношений»
(146; 127).
Трех уровневое существование самосознания предлагает В.В.
Столиц: это отражение субъекта в системе его органической активности, в системе его предметной коллективной деятельности и детерминированных ею отношений и в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей
(188).
В качестве одного из компонентов самосознания В.В.
Столин выделяет отношение к себе, которое связано с процессами познания другого человека и взаимоотношений с ним.
«...
Самосознание является генетически производным от процесса познания другого человека»
[стр. 175]

ф * т цесс сознательной личности.
...
Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим.
Поэтому последний завершающий вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, это вопрос о ее самосознании, о личности как «я», которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве автора и творца.
Проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении психических свойств личности
се способностей, темперамента и характера; она завершается раскрытием самосознания личности» (515, 635).
Мы полагаем, что основу развития внутреннего мира человека составляют процессы, связанные прежде всего с самосознанием личности как фундаментальным условием творческой реализации человеком его собственных целей и ценностей.
Вот почему в качестве фундаментального условия развития субъектности
учителя следует рассматривать его профессиональное самосознание.
Анапиз исследований отечественных психологов (Б.Г.
Ананьев, Л.И.
Божович, И.С.
Кон, А.В.
Петровский, К.К.
Платонов, С.Л.
Рубинштейн.
А.Г.
Спиркин, В.В.
Столин, Б.М.
Теплое, П.Р.
Чамата, И.И.
Чеснокова и др.) показа?, что они определили структуру содержания и уровневую организацию самосознания, описали его формы.
«Установлено, отмечает П.Р.
Чамата, что формы самосознания те же, в которых осуществляется познание человеком внешнего мира: человек познает себя при помощи ощущений, восприятий, представлений, мышления, речи, опираясь при этом на чувства и волю» (636, 93).
Самосознание является предпосылкой развития субъектности, поскольку, будучи существенным образованием психологии личности, способствует влиянию на ее отношения к системе существующих социальных норм, правил поведения и в общем на позицию личности.
Самосознание позволяет человеку
отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать 175

[стр.,176]

Так, Б.Д.
Парыгин замечает: «Существо самосознания состоит в способности и умении человека отделять себя от той жесткой и довольно стереотипной как социальной, так и биологической программы поведения, которая характеризует его лишь как объект биосоциальных отношений»
(447, 127).
Трехуровневое существование самосознания предлагает В.В.
Столиц: это отражение субъекта в системе его органической активности, в системе его предметной коллективной деятельности и детерминированных ею отношений и в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей.

В качестве одного из компонентов самосознания В.В.
Столин выделяет отношение к себе, которое связано с процессами познания другого человека и взаимоотношений с ним.
«...
Самосознание является генетически производным от процесса познания другого человека»,
отмечает В.В.
Столин (574, 105).
Отношение к себе связано с отношениями окружающих к личности.
В.В.
Столин справедливо замечает, что этими окружающими могут быть как конкретные люди, так и обобщенный «другой», высту пающий в виде общественных норм и ценностей.
Основываясь на теории диспозиционной регуляции социального поведения В.А.
Ядова, И.С.
Кон выводит уровневую концепцию образа «Я».
Образ 4<Я» понимается как установочная система, обладающая тремя компонентами: когнитивным, аффективным и производным от первых двух поведенческим.
Нижний уровень образа «Я» составляют неосознанные, представленные только в переживании установки; далее расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; высокий уровень это образ «Я», который вписывается в общую систему ценностных ориентаций личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей (291).
свой внутренний мир, переживать его и определенным образом
относиться к себе.

[Back]