ленным образом; «воображаемое Я», то есть, каким следует быть человеку, исходя из усвоенных норм; «вероятное Я», то есть, каким кажется индивиду; «изображаемое Я» или «демонстрируемое Я», то есть те образцы, маски, которые индивиды выставляют на показ, чтобы скрыть за ними свои слабости. Измерения, характеризующие отдельные компоненты или «образ Я» в целом, включают: устойчивость (стабильность или изменчивость представления индивида о себе и своих свойствах), уверенность в себе (ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей), самоуважение (принятие себя как личности, признание своей социальной и человеческой ценности), кристаллизацию (легкость или трудность изменения индивидом представления о себе). У Т. Шибутани «Я-концепция» включает устойчивые идентификации человека и определяется как интеграция образов Я, как поведенческая характеристика личности: «... относительное постоянство человека, определенность его линии поведения обеспечивается благодаря устойчивой Я-концепции» (216; 182). Рассматривая Я-концепцию как персонификацию Т. Шибутани отмечает: «... если речь идет о Я-концепциях, понятно, что человек является одновременно и субъектом и объектом своей собственной деятельности. Это делает такую персонификацию значением особого рода. Поскольку один и тот же организм является и действующим лицом и объектом действия, любое изменение в его склонности действовать вызывает изменение в субъекте, который тут же воспринимает себя как изменившейся объект. Я-концепция может рассматриваться как устойчивое взаимоотношение между человеком как действующим агентом и тем, как он постоянно ощущает самого себя. Концепция самого себя проявляется у человека в характерных способах, ко |
поведения, открывает человеку все большие возможности познания мира, сравнения себя с ним, и, как следствие, расширение своих представлений о самом себе. Понимание и переживание человеком сложности и в то же время незавершенности «Я-концепции» обуславливают его субъектность. В современной психологической литературе существует много различных мнений по поводу структуры «Я-концепции». Наиболее интересная модель «Я» представлена американским психологом М. Розенбергом, который делил «Я-концепции» на: «настоящее Я», то есть каким человек видит себя в действительности в данный момент; «динамическое Я», то есть «Я» в потенциальном развитии определенным образом; «воображаемое Я», то есть каким следует быть человеку, исходя из усвоенных норм; «вероятное Я», то есть каким кажется индивиду; «изображаемое Я» или «демонстрируемое Я», то есть те образцы, маски, которые индивиды выставляют на показ, чтобы скрыть за ними свои слабости. Измерения, характеризующие отдельные компоненты или «образ Я» в целом, включают: устойчивость (стабильность или изменчивость представления индивида о себе и своих свойствах), уверенность в себе (ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей), самоуважение (принятие себя как личности, признание своей социальной и человеческой ценности), кристаллизацию (легкость или трудность изменения индивидом представления о себе). Подобные точки зрения поддерживал и Ш. Самюэль, который разделяет «Я-концепции» на образ тела, социальное «Я», когнитивное «Я» и самооценку. У Т. Шибутани «Я-концепция» включает устойчивые идентификации человека и определяется как интеграция образов Я, как поведенческая харак 1X7 Ф Ф теристика личности: «... Относительное постоянство человека, определенность его линии поведения обеспечивается благодаря устойчивой Яконцепции» (655, 182). Рассматривая Я-концспцию как персонификацию, Т. Шибутани отмечает: «... Если речь идет о Я-концепциях, понятно, что человек является одновременно и субъектом и объектом своей собственной деятельности. Это делает такую персонификацию значением особого рода. Поскольку один и тот же организм является и действующим лицом и объектом действия, любое изменение в его склонности действовать вызывает изменение в субъекте, который тут же воспринимает себя как изменившейся объект. Я-концепция может рассматриваться как устойчивое взаимоотношение между человеком как действующим агентом и тем, как он постоянно ощущает самого себя. Концепция самого себя проявляется у человека в характерных способах, которыми он расположен действовать по отношению к самому себе» (655, 193194). Т. Шабутани предлагает пять критериев, по которым определяются различия Я-концепций: степень интеграции, уровень осознания, стабильность, самооценка и степень согласия относительно данной персонификации. «Я-концепция» как совокупность всех представлений индивида о себе, включающая убеждения, оценки и тенденции поведения, определяется Р. Бернсом. В силу этого «Я-концепцию» можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленный на самого себя. Основа «Я-кониепции», в этом смысле, представляется в виде следующих утверждений: • поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия; • этот ракурс по своей природе субъективен; • всякое восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания, ценгром которого является «Я-концепция»; |