торыми он расположен действовать по отношению к самому себе» (216; 193194). «Я-концепция» как совокупность всех представлений индивида о себе, включающая убеждения, оценки и тенденции поведения определяется Р. Бернсом. В силу этого «Я-концепцию» можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленный на самого себя. Основа «Я-концепции», в этом смысле, представляется в виде следующих утверждений: • поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия; • этот ракурс по своей природе субъективен; • всякое восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого является «Я-концепция»; • «Я-концепция» это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение; • соответственно «Я-концепция» регулирует поведение; • «Я-концепция» обладает относительной стабильностью и обуславливает довольно устойчивые схемы поведения; • расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью психологической защиты; • главным побуждением всякого человека является стремление к самоактуализации. Р. Бернс выделяет три элемента установки применительно к «Я-концепции»: образ Я, самооценка, потенциальная поведенческая реакция. При этом автор называет основные составляющие «Я-концепции»: когнитивная, эмоционально-оценочная, поведенческая. Таким образом, в качестве устойчивого компонента, создающего определенность линии поведения личности, выступает «Я-концепция». Ощущением своей определенности, которая выражается также и в «Я-концепции», создается непрерывность переживаний во времени, непрерывностью опыта |
1X7 Ф Ф теристика личности: «... Относительное постоянство человека, определенность его линии поведения обеспечивается благодаря устойчивой Яконцепции» (655, 182). Рассматривая Я-концспцию как персонификацию, Т. Шибутани отмечает: «... Если речь идет о Я-концепциях, понятно, что человек является одновременно и субъектом и объектом своей собственной деятельности. Это делает такую персонификацию значением особого рода. Поскольку один и тот же организм является и действующим лицом и объектом действия, любое изменение в его склонности действовать вызывает изменение в субъекте, который тут же воспринимает себя как изменившейся объект. Я-концепция может рассматриваться как устойчивое взаимоотношение между человеком как действующим агентом и тем, как он постоянно ощущает самого себя. Концепция самого себя проявляется у человека в характерных способах, которыми он расположен действовать по отношению к самому себе» (655, 193194). Т. Шабутани предлагает пять критериев, по которым определяются различия Я-концепций: степень интеграции, уровень осознания, стабильность, самооценка и степень согласия относительно данной персонификации. «Я-концепция» как совокупность всех представлений индивида о себе, включающая убеждения, оценки и тенденции поведения, определяется Р. Бернсом. В силу этого «Я-концепцию» можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленный на самого себя. Основа «Я-кониепции», в этом смысле, представляется в виде следующих утверждений: • поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия; • этот ракурс по своей природе субъективен; • всякое восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания, ценгром которого является «Я-концепция»; • «Я-концепция» это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение; • соответственно «Я-концепция» регулирует поведение; • «Я-концепция» обладает относительной стабильностью и обуславливает довольно устойчивые схемы поведения; • расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью психологической защиты; • главным побуждением всякого человека является стремление к самоактуализации. Р. Бернс выделяет три элемента установки применительно к «Яконцепции»: образ Я, самооценка, потенциальная поведенческая реакция. При этом автор называет основные составляющие «Я-концепции»: когнитивная, эмоционально-оценочная, поведенческая. Таким образом, в качестве устойчивого компонента, создающего определенность линии поведения личности, выступает «Я-концепция». Ощущением своей определенности, которая выражается также и в «Я-концепции», создается непрерывность переживаний во времени, непрерывностью опыта человека в целом. «Я-концепция» может быть обнаружена при иследовании устойчивых ориентаций человека к действиям в отношении самого себя. В «Я-концепции» содержится оценка личностью самой себя и отражается более или менее адекватно уровень собственного достоинства, в связи со спецификой которого человек может испытывать, например, и такие крайние состояния, как чувство неполноценности или чувство неоправданного превосходства. Заметим, что в самой «Я-концепции» как устойчивом и определенном образовании можно увидеть наличие изменчивых развивающих моментов. Она может иметь различную гибкость, подвижность и быстроту актуализации в разные периоды жизни человека. «Я-концепция» формируется, уточняется, укрепляется постоянно в процессе взаимодействия людей и складывает |