В. JI. Тамбовцев отмечал, что «при производстве информации важнейшее средство производства интеллект —неотделим от субъекта автора создаваемой информации. Неотделима от субъекта и мысль как состояние его мозга» [207]. Можно сказать, что человек является собственником информационного или интеллектуального капитала. Здесь этот капитал, в отличие от капитала овеществленного, как средство производства неотделим от непосредственного производителя —человека. В экономической теории грядущего века идея «экономического —рационального человека» явно должна уступить место идее «социального человека». Понятие «экономический человек» применяется в двух аспектах: для определения мотивов поведения человека в экономической науке и для характеристики человекоподобного существа, характеризующегося беспредельным эгоизмом и расчетливостью в стремлении к материальным благам, в том числе к накоплению богатства. Впервые попытки сформировать модель «социального человека» предпринимались в учениях исторической школы (Б. Гельдебрандт, К. Книс и др.) В качестве альтернативы модели «экономического человека» была предложена модель «социального человека», в которой индивид представляется как продукт цивилизации. Исходя из этого, должна существенно измениться и теоретическая интерпретация «пирамиды» функциональной соподчиненное™ экономических интересов: национальных (государственных), корпоративных и индивидуальных [144]. На данном этапе человек выступает уже как «реальный человек». Он взаимодействует с другими людьми, но действует все в том же пространстве чисто вещных богатств. Категория «экономического человека», очевидно, сохранится, но ее методологическая роль радикально трансформируется: из основы экономической теории она превратится в производный элемент по отношению к категориям, отображающим структуры, функционирование которых в нынешней индустриальной и в грядущей постиндустриальной экономиках имеет решающее значение для осуществления индивидуальных интересов и стимулов [136]. 34 |
информация. Можно сказать, что человек является собственником информационного иЛи интеллектуального капитала. При этом этот капитал, в отличие от капитала овеществленного, как средство производства неотделим от непосредственного производителя —человека [20]. Однако, образование далеко не единственная детерминанта заработков. Мотивации, производственный опыт, уровень способностей, социальное происхождение, состояние здоровья все это так или иначе отражается на величине зарплаты. Поэтому приписывание образованию всей разницы в заработках между группами с разным уровнем подготовки приводит к завышению действительного экономического эффекта обучения [38].г Первый фактор —социальное происхождение —объясняет, кто получает высшее образование, но не объясняет, почему заработки этих людей выше. Следующий фактор различия в уровне здоровья индивидуумов. Состояние здоровья каждого человека трактуется в концепции человеческого капитала как капитал, одна часть которого является унаследованной, а другая — благоприобретенной. В течение всей жизни индивидуума происходит износ этого капитала, все более и более ускоряющийся с возрастом. (Смерть понимается как полное обесценивание фонда здоровья.) Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлять темп данного процесса [104]. Поток услуг, •к % к производимых фондом здоровья, сводится, таким образом, к «свободному от болезней времени». Большинство западных исследователей полагают, что лица с лучшей образовательной подготовкой более эффективны в производстве и использовании своего «капитала здоровья»: ведут более * здоровый образ жизни, избирают в среднем не такие вредные и опасные профессии, разумнее пользуются медицинскими услугами и т.д.г Вместе с тем высокое образование и хорошее состояние здоровья могут быть независимыми следствиями какой-либо общей причины. Например, чем меньше у человека так называемая «субъективная норма предпочтения г времени» (т.е. степень его предпочтения настоящих благ будущим), тем 54 возрастающих масштабах (как качественное, так и количественное). Однако информация (знание) могут производиться только человеком, отсюда следует, что основным средством производства становится человек или, точнее, рабочая сила, которая находится в личной собственности работника. В.Л. Тамбовцев отмечал, что «при производстве информации важнейшее средство производства — интеллект неотделим от субъекта — автора создаваемой информации. Неотделима от субъекта и мысль как состояние его мозга» [23]. Можно сказать, что человек является собственником информационного или интеллектуального капитала. Здесь этот капитал, в отличие от капитала овеществленного, как средство производства неотделим от непосредственного производителя человека. В экономической теории грядущего века идея «экономического — рационального человека» явно должна уступить место идее «социального человека». Исходя из этого должна существенно измениться и теоретическая интерпретация «пирамиды» функциональной соподчиненности экономических интересов: национальных (государственных), корпоративных и индивидуальных [118]. На данном этапе человек выступает уже как «реальный человек». Он взаимодействует с другими людьми, но действует все в том же пространстве чисто вещных богатств. Категория «экономического человека», очевидно, сохранится, но ее методологическая роль радикально трансформируется: из основы экономической теории она превратится в производный элемент по отношению к категориям, отображающим структуры функционирование которых в нынешней индустриальной и в грядущей постиндустриальной экономиках имеютр решающее значение для осуществления индивидуальных интересов и стимулов [52]. Общественная значимость того или иного человека все более и более определяется не только наличием традиционных товаров, условий производства или денег (капиталов), но и, прежде всего, наличием информационных ресурсов, научных знаний и информации, его социальным статусом. Приоритеты все более и более смещаются от собственности и 64 |