Из принципа комплексности, в модели человека должны быть отражены как экономические, так и этические, социальные, экологические и другие аспекты. В качестве смыслоообразующей конструкции выстраиваемой модели в новой экономике, этому требованию отвечает комплексная модель, структура которой содержит основные блоки: цели и ценности человека, его потребности и потенциал, ответственные за внутреннюю мотивацию его деятельности. Общественная значимость того или иного человека все более и более определяется не только наличием традиционных товаров, условий производства или денег (капиталов), но и, прежде всего, наличием информационных ресурсов, научных знаний и информации, его социальным статусом. Приоритеты все более и более смещаются от собственности и капиталов к знаниям и информации, которую следует рассматривать в качестве основного объекта отношений в широком плане [72]. Специфичность постиндустриальной хозяйственной системы состоит в том, что наиболее эффективными становятся вложения в самих работников. При этом парадигма вещных богатств сменяется информационной, закономерности которой лежат вне сферы «обычного» материального производства. Так, ресурсы, доминирующие в экономике сервисного общества, должны рассматриваться не как воспроизводимые и ограниченные, а как одновременно уникальные и всеобщие. Естественным в этих условиях становится отказ от классических парадигм общественного развития, пересмотр парадигмальных и концептуальных положений классических экономической, политической и социальной теорий, сопровождаемый интегрированием в них новых культурологических, социально-антропологических идей и представлений, достижений других наук [183]. Другими словами, в основу новой научной парадигмы, адекватно выражающей современные особенности общественного развития, должен быть положен информационный принцип. Сознательная деятельность человека, степень развитости его разума, запас научных знаний все это реа35 |
возрастающих масштабах (как качественное, так и количественное). Однако информация (знание) могут производиться только человеком, отсюда следует, что основным средством производства становится человек или, точнее, рабочая сила, которая находится в личной собственности работника. В.Л. Тамбовцев отмечал, что «при производстве информации важнейшее средство производства — интеллект неотделим от субъекта — автора создаваемой информации. Неотделима от субъекта и мысль как состояние его мозга» [23]. Можно сказать, что человек является собственником информационного или интеллектуального капитала. Здесь этот капитал, в отличие от капитала овеществленного, как средство производства неотделим от непосредственного производителя человека. В экономической теории грядущего века идея «экономического — рационального человека» явно должна уступить место идее «социального человека». Исходя из этого должна существенно измениться и теоретическая интерпретация «пирамиды» функциональной соподчиненности экономических интересов: национальных (государственных), корпоративных и индивидуальных [118]. На данном этапе человек выступает уже как «реальный человек». Он взаимодействует с другими людьми, но действует все в том же пространстве чисто вещных богатств. Категория «экономического человека», очевидно, сохранится, но ее методологическая роль радикально трансформируется: из основы экономической теории она превратится в производный элемент по отношению к категориям, отображающим структуры функционирование которых в нынешней индустриальной и в грядущей постиндустриальной экономиках имеютр решающее значение для осуществления индивидуальных интересов и стимулов [52]. Общественная значимость того или иного человека все более и более определяется не только наличием традиционных товаров, условий производства или денег (капиталов), но и, прежде всего, наличием информационных ресурсов, научных знаний и информации, его социальным статусом. Приоритеты все более и более смещаются от собственности и 64 капиталов к знаниям и информации, которую следует рассматривать в ^ . . . . качестве основного объекта отношений в широком плане [36]. Специфичность постиндустриальной хозяйственной системы состоит в том, что наиболее эффективными становятся вложения в самих работников. При этом парадигма вещных богатств сменяется информационной, закономерности которой лежат вне сферы «обычного» материального производства. Так, ресурсы, доминирующие в экономике сервисного общества, должны рассматриваться не как воспроизводимые и ограниченные, а как одновременно уникальные и всеобщие. Естественным в этих условиях становится отказ от классических парадигм общественного развития, пересмотр парадигмальных и концептуальных положений классических экономической, политической и социальной теорий, сопровождаемый интегрированием в них новых культурологических, социально—антропологических идей и представлений, достижений других наук [131]. Другими словами, в основу новой научной парадигмы, адекватно выражающей современные особенности общественного развития, должен быть положен информационный принцип. Сознательная деятельность человека, степень развитости его разума, запас научных знаний —все это реализуется в практической деятельности посредством информационных взаимодействий, отношений и связей. Человек осуществляет свое воздействие на окружающий его мир прямо пропорционально своему знанию [134]. В отличии от аграрного и индустриального обществ, где деятельность человека в первом случае направлялась на борьбу с силами природы, а во втором на управление созданными им же машинами, в информационном обществе деятельность стала требовать постоянного интеллектуального общения людей. Роль взаимодействия человека с искусственной средой машинами, облегчающими и осуществляющими производство материальных благ, стала существенно ниже, чем в индустриальном обществе. Благодаря современным |