Р О С С И Й С К А Я ' О С У Д Л Р С Т В Е Н 11АЯ ратит экономический характер [86]. Мысль об исчезновении,труйат1 ^ д ли может быть адекватно воспринята теми, кто привык рассматривать в этом качестве любой вид осознанной активности. Термин «труд» применяется для обозначения двух совершенно различных, в сущности кардинально противоположных форм человеческой активности. Труд может приносить удовольствие, чувство удовлетворения, самореализации, лишенный его, человек теряет почву под ногами, чувствует себя выброшенным из общества, впадает в депрессию или уныние [35]. Именно такого рода труд определяет социальное положение руководителя корпорации, финансиста, поэта, ученого, телекомментатора или журналиста. Но кроме них существуют и безымянные трудящиеся массы, обреченные на монотонный, изнуряющий и унылый физический труд. Термин «труд» обозначает резко контрастирующие виды деятельности; по своей неоднозначности он вряд ли имеет много аналогов в каком-либо языке. В новой экономике труд больше ассоциируется с таким понятием как «творчество». Данный подход противопоставления труда (labour) и явления, называемого «творчеством» (creativity), в рамках общего понятия «work» имеет вполне подготовленную почву и может стать адекватной для переосмысления представлений о перспективах развития человеческой деятельности [84.]. Бурное развитие теории творчества началось в первой половине 50-х годов XX века. Если между 1925 и 1950 гг. в США было опубликовано не более 200 работ по данным проблемам, то к началу 60-х такое количеств статей и книг выходило уже ежегодно [276]. Правда, большинство исследований оставалось связано с изучением психологии творчества и оценками творческого потенциала личности. Творчество, приходящее на смену труду, сохраняет черты осознанной деятельности. Однако при этом творчество направлено не столько на модификацию природных компонентов, сколько на изменение самого человека; такое изменение в данном случае может представлять собой его 41 |
Термин «труд» применяется для обозначения двух совершенно различных, в сущности кардинально противоположных форм человеческой активности. Труд может приносить удовольствие, чувство удовлетворения, самореализации, лишенный его, человек теряет почву под ногами, чувствует себя выброшенным из общества, впадает в депрессию или уныние [101]. Именно такого рода труд определяет социальное положение руководителя корпорации, финансиста, поэта, ученого, телекомментатора или журналиста. Но кроме них существуют и безымянные трудящиеся массы, обреченные на монотонный, изнуряющий и унылый физический труд. Термин «труд» обозначает резко контрастирующие виды деятельности; по своей неоднозначности он вряд ли имеет много аналогов в каком-либо языке.I В информационной экономике труд больше ассоциируется с таким понятием как «творчество». Данный подход противопоставления труда (labour) и явления, называемого «творчеством» (creativity), в рамках общего понятия «work» имеет вполне подготовленную почву и может стать 47адекватной для переосмысления представлении о перспективах развития человеческой деятельности [40]. Бурное развитие теории творчества началось в первой половине 50-х годов XX века. Если между 1925 и 1950 гг. в США было опубликовано не более 200 работ по данным проблемам, то к началу 60-х такое количеств статей и книг выходило уже ежегодно [155]. Правда, большинство исследовании оставалось связано с изучением психологии творчества и оценками творческого потенциала личности. Творчество, приходящее на смену труду, сохраняет черты осознанной деятельности. Однако при этом творчество направлено не столько на модификацию природных компонентов, сколько на изменение самого человека; такое изменение в данном случае может представлять собой его совершенствование и как субъекта производства, и как субъекта досуга. Результатом является такая форма деятельности, в которой производство и досуг неразделимы ни во времени, ни в пространстве, однако ход развития обоих процессов в значительной мере зависит от того, насколько они 71 |