Проверяемый текст
Толстяков, Роман Рашидович; Основные факторы формирования информационной экономики (Диссертация 2003)
[стр. 42]

совершенствование и как субъекта производства, и как субъекта досуга.
Результатом является такая форма деятельности, в которой производство и досуг неразделимы ни во времени, ни в пространстве, однако ход развития обоих процессов в значительной мере зависит от того, насколько они
способствуют внутреннему совершенствованию самого индивида [86].
Творческий подход мотивирует индивида получать непрерывное образование, необходимое для осуществления трудовой деятельности.
Итак, понимая творчество как внутреннюю по своим мотивам рациональную активность, можно утверждать, что определить деятельность, как труд или творчество может только сам ее субъект.
Труд изначально; имеет форму деятельности, порождающей целый ряд форм отчуждения; в силу этого и результат труда отчуждаем и воспроизводим.
Творчество и в этом аспекте объединяет в себе черты инстинктивной деятельности и труда: его результат, который по вещественной форме может быть вполне тождествен продукту труда, отчуждаем, однако он невоспроизводим, как невоспроизводимы формы, мотивы и внутренняя структура создавшей его творческой активности.
Противопоставляя творчество труду, акцентируется внимание на специфических формах человеческого взаимодействия —творчество побуждается стремлением человека к самосовершенствованию, его целью выступает сам человек как нечто большее, нежели то, что он представляет
собой в настоящий момент [308].
В этом процессе главное значение имеет не деятельность по преобразованию вещной природы, а взаимодействие между индивидами, которое Д.
Белл называет «игрой между людьми».
Интерперсональные характеристики творчества являются основными для этого вида человеческой активности.
Как указывает А.
Турен, «не существует опыта важнее этого взаимоотношения между индивидами, в котором и тот и другой реализуют себя в качестве субъектов»
[260].
Данная трансформация имеет огромное значение для понимания современного информационного мира.
Важнейшее значение для построения картины современной цивилизации обретает обращение к субъективации,
42
[стр. 72]

Термин «труд» применяется для обозначения двух совершенно различных, в сущности кардинально противоположных форм человеческой активности.
Труд может приносить удовольствие, чувство удовлетворения, самореализации, лишенный его, человек теряет почву под ногами, чувствует себя выброшенным из общества, впадает в депрессию или уныние [101].
Именно такого рода труд определяет социальное положение руководителя корпорации, финансиста, поэта, ученого, телекомментатора или журналиста.
Но кроме них существуют и безымянные трудящиеся массы, обреченные на монотонный, изнуряющий и унылый физический труд.
Термин «труд» обозначает резко контрастирующие виды деятельности; по своей неоднозначности он вряд ли имеет много аналогов в каком-либо языке.I В информационной экономике труд больше ассоциируется с таким понятием как «творчество».
Данный подход противопоставления труда (labour) и явления, называемого «творчеством» (creativity), в рамках общего понятия «work» имеет вполне подготовленную почву и может стать 47адекватной для переосмысления представлении о перспективах развития человеческой деятельности [40].
Бурное развитие теории творчества началось в первой половине 50-х годов XX века.
Если между 1925 и 1950 гг.
в США было опубликовано не более 200 работ по данным проблемам, то к началу 60-х такое количеств статей и книг выходило уже ежегодно [155].
Правда, большинство исследовании оставалось связано с изучением психологии творчества и оценками творческого потенциала личности.
Творчество, приходящее на смену труду, сохраняет черты осознанной деятельности.
Однако при этом творчество направлено не столько на модификацию природных компонентов, сколько на изменение самого человека; такое изменение в данном случае может представлять собой его совершенствование и как субъекта производства, и как субъекта досуга.
Результатом является такая форма деятельности, в которой производство и досуг неразделимы ни во времени, ни в пространстве, однако ход развития обоих процессов в значительной мере зависит от того, насколько они
71

[стр.,73]

способствуют внутреннему совершенствованию самого индивида [41].
Творческий подход мотивирует индивида получать непрерывное образование, необходимое для осуществления трудовой деятельности.
Итак, понимая творчество как внутреннюю по своим мотивам рациональную активность, можно утверждать, что определить деятельность как труд или творчество может только сам ее субъект.
Труд изначально имеет форму деятельности, порождающей целый ряд форм отчуждения; в силу этого и результат труда отчуждаем и воспроизводим.
Творчество и в этом аспекте объединяет в себе черты инстинктивной деятельности и труда: его результат, который по вещественной форме может быть вполне тождествен продукту труда, отчуждаем, однако он невоспроизводим, как невоспроизводимы формы, мотивы и внутренняя структура создавшей его творческой активности.
Противопоставляя творчество труду, акцентируется внимание на специфических формах человеческого взаимодействия творчество побуждается стремлением человека к самосовершенствованию, его целью выступает сам человек как нечто большее, нежели то, что он представляет
• ► собой в настоящий момент [165].
В этом процессе главное значение имеет не деятельность по преобразованию вещной природы, а взаимодействие между индивидами, которое Д.
Белл называет «игрой между людьми».
Интерперсональные характеристики творчества являются основными для этого вида человеческой активности.
Как указывает А.
Турен, «не существует опыта важнее этого взаимоотношения между индивидами, в котором и тот и другой реализуют себя в качестве субъектов»
[149].
Данная трансформация имеет огромное значение для понимания современного информационного мира.
Важнейшее значение для построения картины современной цивилизации обретает обращение к субъективации,
являющейся «противоположностью подчинения индивида трансцендентным ценностям: человек становится основой системы ценностей, поскольку творчество, являющееся его собственной целью, возвышает его над всеми формами зависимости» [161].
Находящееся сегодня на этапе своего 72

[Back]