Проверяемый текст
Экономика сохранения биоразнообразия / Под ред. А.А. Тишкова. Научные редакторы-составители: д.э.н. С.Н. Бобылев, д.э.н. О.Е. Медведева, к.э.н. С.В. Соловьева. М.: Проект ГЭФ "Сохранение биоразнообразия Российской Федерации", Институт экономики природопользования, 2002. – 604 с.
[стр. 65]

инструменты общественного воздействия на частный^ бизнес, экономические и финансовые механизмы защиты живой природы, в т.ч.
методики кадастровой оценки земель ООПТ с учетом( ценности биоразнообразия и экосистемных услуг.
Необходимо экологизировать основные экономические инструменты воздействия на бизнес».
В рамках вышесказанного и развивалась большая часть существующих в настоящий момент исследований в области экономики биоразнообразия.
В Национальной Стратегии сохранения биоразнообразия предлагается переход к целостному эколого-экономическому подходу, интегрирующему природу и экономику как два взаимосвязанных компонента социоэкосистемы.
При таком
подходе любые решения на макроэкономическом уровне должны давать положительный экологический эффект (или быть, по крайне мере, экологически нейтральными), то есть обеспечивать двойной выигрыш — экономический и экологический.
Целостный эколого-экономический подход определяет необходимость рассмотрения экономических механизмов сохранения
живоиприроды на двух специальных экономических механизмов.
Макроэкономический уровень.
Здесь в, Стратегии выделяются следующие ключевые для сохранения биоразнообразия стратегические задачи: экологизация структурной перестройки экономики и изменение экспортно-импортной политики; формирование эколого-ориентированных национальных счетов, включение ценности биоразнообразия в макроэкономические показатели страны и систему международных взаиморасчетов; реформирование системы налогообложения переход от существующей преимущественно косвенной системы налогообложения, к прямому природно-ресурсному налогообложению; создание общегосударственной системы экономической* оценки биоразнообразия как национального достояния; 65
[стр. 51]

51 естественных экосистем в других странах, где такое восстановление более эффективно по натуральным и экономическим показателям.
Подобное положение даст развитым странам объективные основания контролировать расходование выделенных средств для предотвращения их использования на проекты, ведущие к прямому или косвенному разрушению природных экосистем.
При достижении подобного соглашения станет возможной рыночная оптимизация всей природоохранной деятельности.
Средства будут вкладываться в те проекты восстановления живой природы, которые с меньшими затратами достигают равноценного приращения площади, биомассы, продуктивности и биоразнообразия природных экосистем.
Соответственно каждая страна сможет предложить на международные аукционы не только посадки лесов, как это допускается соглашением о депонировании парниковых газов, но и любые проекты восстановления природных экосистем.
Может быть развязан сложнейший узел проблем поиска источника компенсации местному населению при создании на их землях охраняемых природных территорий или даже отказе от использования малопродуктивных земель, например в сухих степях.
Подобный механизм может оказать существенное влияние на решение проблем развития засушливых регионов (Сахель, Средняя Азия) в рамках международной Конвенции по борьбе с опустыниванием.
Суммы подобных контрактов дадут в объективную рыночную цену услуг по поддержанию глобальной устойчивости на территории любой страны, биома или типа экосистем.
Дальнейшее развитие событий может зависеть от характера договоренностей, которые могут быть достигнуты на разных стадиях переговоров стран – членов «Клуба экологических доноров» и стран получателей экосистемных выгод.
Сценарии развития инициатив формируются не столько на основе вариантов предлагаемой доли компенсационных платежей 0,5% 0,7% 1,0%, сколько в зависимости от числа стран, входящих в соглашение, и доли «дополнительного финансирования» (софинансирования со стороны страны-получателя «экологических денег»), а также механизмов их эффективного использования.
Следует обратить внимание на необходимость интегрирования глобальных финансовых механизмов, в т.ч.
ГЭФ, «Монреальского протокола» Венской конвенции, Конвенции по изменению климата и Киотского протокола, «карбоновый фонд» Всемирного банка, «долгов за природу», инициатив Европейского Союза, заложенных в механизмы действия «Северного измерения», соглашений по Балтийскому морю и Баренцрегиону и др.
При наличии единого механизма реализация требований многих международных конвенций, направленных на сохранение природы Земли (Конвенция о биологическом разнообразии, Конвенция по изменению климата, Рамсарская конвенция, Конвенция ЮНЕСКО о Всемирном культурном и природном наследии, Бонская конвенция, Бернской конвенция и др.), может быть облегчена.
РАЗДЕЛ 2.
Экономические механизмы сохранения биоразнообразия Глава 2.1.
Экономические механизмы сохранения биоразнообразия (из Национальной стратегии сохранения биоразнообразия России) Для движения страны к устойчивому развитию, не разрушающему природу, необходим переход от современной экономической парадигмы, рассматривающей эффективность хозяйственного комплекса и охрану природы как автономные проблемы, к целостному эколого-экономическому подходу, интегрирующему природу и экономику как два взаимосвязанных компонента социоэкосистемы.
При таком


[стр.,52]

52 подходе любые решения на макроэкономическом уровне должны давать положительный экологический эффект (или быть, по крайне мере, экологически нейтральными), то есть обеспечивать двойной выигрышэкономический и экологический.
Целостный эколого-экономический подход определяет необходимость рассмотрения экономических механизмов сохранения
живой природы на двух уровнях:  на макроэкономическом уровне, когда народное хозяйство страны рассматривается как единое целое (с учетом международных экономических взаимодействий) и представляется агрегированными экономическими и экологоэкономическими показателями;  на уровне специальных эколого-экономических механизмов, направленных непосредственно на сохранение живой природы.
Макроэкономический уровень Здесь выделяются следующие ключевые для сохранения биоразнообразия стратегические задачи:экологизация структурной перестройки экономики и изменение экспортноимпортной политики;  снижение в национальной экономике доли природоэксплуатирующих и ресурсодобывающих отраслей; повышение доли производств и технологических цепочек, ориентированных на высокую степень переработки сырья и производство конечного продукта;  снижение доли энергои ресурсоемких производств, повышение доли высокотехнологичных и наукоемких отраслей, развитие энергои ресурсосберегающих технологий; сокращение потребления ресурсов на единицу выпускаемой продукции;  отказ от технологий и производств, наносящих ущерб биоразнообразию в пользу экологически безопасных производств и технологий;  изменение структуры экспорта – сокращение экспорта природного сырья и продуктов с низкой степенью переработки, увеличение экспорта высокотехнологичных товаров.
Реструктуризация хозяйственного комплекса в пользу высокотехнологичных природосберегающих производств является стратегической целью прежде всего для развития российского общества, так как только в этом случае возможна модернизация российской экономики, переход к современному постиндустриальному обществу, конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, устойчивому обеспечению благосостояния населения.
В настоящее время идет формирование новой экономической системы России.
Именно сейчас чрезвычайно важно заложить фундамент будущей высокотехнологичной и природосберегающей структуры экономики.
Если приоритетное развитие опять получат ресурсные и «грязные» отрасли, исправить эти перекосы в будущем будет крайне трудно и это может привести к катастрофической деградации природы.
Для реструктуризации экономики необходима инвестиционная политика, ориентированная на приоритетное развитие высокотехнологичных и природосберегающих производств, а также увеличение инвестиционной привлекательности России по этим направлениям.
Последовательная экологическая политика, выполнение страной ее обязательств по международным соглашениям, в том числе по Конвенции о биологическом разнообразии, в современном мире рассматриваются как фактор повышения инвестиционной привлекательности – это

[стр.,53]

53 показатели цивилизованного и легального бизнеса (в отличие от экологически вредных производств).
формирование эколого-ориентированных национальных счетов, включение ценности биоразнообразия в макроэкономические показатели страны, (включая ВВП – валовой внутренний продукт, ВНП – валовой национальный продукт) и систему международных взаиморасчетов.
Эколого-ориентированные счета должны обеспечивать:  учет приращения и потерь биоразнообразия России, соотношение которых отражает тенденции изменения природной составляющей национального богатства; учет изменения качества природных объектов под воздействием антропогенной нагрузки и природоохранных мер;  оценку экологических параметров развития страны и степени его устойчивости в макроэкономических показателях;  сравнение эффективности альтернатив развития страны с учетом экологического фактора;  ориентацию показателей экономического развития страны на объемы конечной продукции, необходимой потребителю, а не на объемы используемых ресурсов и добываемого сырья, которые необходимо минимизировать;  учет экологических и природосберегающих издержек (ущерб от истощения ресурсов и деградации среды) в соответствии с рекомендациями Статистической комиссии ООН;  расчет чистого внутреннего продукта, представляющего собой валовой внутренний продукт за вычетом потребления основного капитала, включая его сокращение из-за истощения природных ресурсов и деградации среды; динамика чистого внутреннего продукта наиболее адекватно отражает характер развития страны с учетом как социально-экономической, так и природной составляющих.
 реформирование системы налогообложения – переход от существующей преимущественно косвенной системы налогообложения (опирающейся на учет результатов производства и не принимающей во внимание используемые природные ресурсы) к прямому природно-ресурсному налогообложению (базирующемуся на учете вовлекаемых в производство природных ресурсов).
Резкое изменение пропорций налогов за счет роста доли налогов, связанных с использованием природных биоресурсов и нанесением ущерба биоразнообразию, при сохранении их общей суммы:  относительное повышение налогов для природоэксплуатирующих ресурсных отраслей и снижение для высокотехнологичных производств, ориентированных на изготовление конечной продукции;  повышение налогов и ужесточение амортизационных норм для экологически вредных производств и технологий, установление налоговых льгот и «мягких» амортизационных норм для природосберегающих и экологически безопасных технологий; учет воздействия технологий на биоразнообразие;  введение налогов на экологически опасную продукцию с учетом ее потенциального вреда для биоразнообразия;  абсолютное повышение платы за использование природных ресурсов, включая биоразнообразие, платы за нормативные и сверхнормативные выбросы загрязнений, размещение отходов и другие нарушения природной среды с учетом их воздействия на биоразнообразие;  предоставление налоговых льгот предприятиям и организациям, реинвестирующим прибыль на осуществление мероприятий по сохранению и восстановлению биоразнообразия, производящим природоохранную технику, технологии, оказывающим экологические услуги, занимающимся экологической рекламой;

[Back]