Проверяемый текст
Экономика сохранения биоразнообразия / Под ред. А.А. Тишкова. Научные редакторы-составители: д.э.н. С.Н. Бобылев, д.э.н. О.Е. Медведева, к.э.н. С.В. Соловьева. М.: Проект ГЭФ "Сохранение биоразнообразия Российской Федерации", Институт экономики природопользования, 2002. – 604 с.
[стр. 87]

определения экономической ценности самого биоразнообразия, экосистемных функций (вклада) природы, особо охраняемых природных территорий и пр.
В идеале цена природных благ должна совпадать^ с их экономической ценностью, или приближаться к ней; тогда функционирование экономики, соотношение спроса и предложения, поведение потребителей будет учитывать экологический фактор.
В этом отношении позитивным является появление рынков новых товаров и услуг, связанных с еще не имеющей в настоящее время цены экосистемных функций.
Например, такая функция как депонирование углерода.
Киотский протокол
создает реальные предпосылки для торговли углеродными квотами.
Предполагается, что стоимость 1 т СО2 как минимум превысит 10 долларов США.
Тем самым в будущем в экономическую ценность, например, национальных парков, лесов может быть включена вполне реальная рыночная цена связываемого углерода, наряду с ценами на продукцию устойчивых заготовок древесины, рыболовства, охоты, побочных продукто леса и пр.

Представленные выше методы и показатели могут применяться повсеместно, они же применяются и в России, если дело доходит до расчёта £.•***в биоразнообразия.
В то же время в нашей стране ыделить и другую группировку методов, с помощью которых можно оценить экосистемные функции.
Все разработанные и внедренные в отечественную практику методы оценочных работ
могут быть с некоторой долей условности объединены в следующие шесть основных групп: $ 3 $ 1 методы, основанные на затратных подходах; методы, основанные на оценке дифференциальной ренты; смешанные модификации затратного и рентного подхода; балльные методы; нормативные методы; ) методы доходного подхода.
Стоит рассмотреть эти методы подробнее 87
[стр. 147]

147 использования, однако может давать неверные оценки в силу расхождений выгод от превентивных затрат и первоначальных выгод.
Метод предотвращенного ущерба исходит из предположения, что оценка ущерба является измерением ценности.
Данный метод не является чисто затратным, т.к.
использует процедуры оценивания, полезен для дополнения результатов затратных методов, однако требует большого объема информации.
В таблице 3.3 даются методы, используемые для оценки составляющих общей экономической ценности биоразнообразия.
Таблица 3.3 Методы оценки общей экономической ценности биоразнообразия СТОИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТОИМОСТЬ НЕИСПОЛЬЗОВАНИЯ Прямая Косвенная Отложенная Существования Метод рыночных цен Затратные методы Метод гедонистического ценообразования (ценовых предпочтений) Метод транспортно-путевых затрат Метод субъективной оценки стоимости (субъективных предпочтений) Затратные методы Метод субъективной оценки стоимости (субъективных предпочтений) Метод рыночных цен Метод субъективной оценки стоимости (субъективных предпочтений) Метод гедонистического ценообразования (ценовых предпочтений) Метод субъективной оценки стоимости (субъективных предпочтений) Конкретный пример определения экономической оценки биологических ресурсов Московской области на основе концепции общей экономической ценности приводится в разделе 4.
На данном примере хорошо видно, что собственно прямая стоимость использования биоресурсов составляет менее половины от общей экономической ценности этих ресурсов.
А на долю косвенной стоимости использования (оздоровительный эффект рекреации) и стоимости существования (готовность платить за рекреацию) приходится более половины общей ценности биологических ресурсов Московской области.
В целом такой подход существенно повышает конкурентоспособность «природоохранительных» вариантов по сравнению с альтернативными вариантами развития территории – под сельское и лесное хозяйство, различные виды застройки и пр.
Нужно различать понятия экономической ценности биоразнообразия и цены его ресурсов и услуг.
Экономическая ценность охватывает все три функции природы, названные выше.
Цена же фактически «работает» только в случае первой природной функции, оценки биологических ресурсов.
Если оценка первой функции рыночной экономикой осуществляется, хотя часто и с занижением, то экономические оценки второй и третьей природных функций практически отсутствуют или минимальны.
А именно эти экономические оценки регулирующих функций, ассимиляционного потенциала и природных услуг являются решающими для определения экономической ценности биоразнообразия, особо охраняемых природных территорий и пр.
В идеале цена природных благ должна совпадать с их экономической ценностью или приближаться к ней; тогда функционирование экономики, соотношение спроса и предложения, поведение потребителей будет учитывать экологический фактор.
В этом отношении позитивным является появление рынков новых товаров и услуг, связанных с еще не имеющей в настоящее время цены экосистемных функций.
Например, такая функция как депонирование углерода.
Киотский протокол
(Япония, 1997) создает реальные предпосылки для торговли

[стр.,148]

148 углеродными квотами.
Предполагается, что стоимость 1 т СО2 как минимум превысит 10 долларов США.
Тем самым в будущем в экономическую ценность, например, национальных парков, лесов может быть включена вполне реальная рыночная цена связываемого углерода, наряду с ценами на продукцию устойчивых заготовок древесины, рыболовства, охоты, побочных продуктов леса и пр.

Глава 3.2.
Методические подходы к экономической оценке биоразнообразия в России 3.2.1.
Классификация оценочных методов, применяемых в России Теория экономической оценки природных ресурсов в нашей стране начала складываться сравнительно давно.
Вначале она разрабатывалась для оценки земли в сельском хозяйстве, а затем и для других видов природных ресурсов.
Поэтому в процессе развития оценочных работ было выработано довольно большое количество стоимостных показателей и методов их расчета.
Однако, несмотря на кажущееся многообразие применяемых методов и широкий охват природных ресурсов, большая часть оценочных показателей носила директивный характер и не соответствовала применяемым в странах с рыночной экономикой стандартам (или наилучшей практике) оценочной деятельности.
Методы оценки, используемые для получения стоимостных показателей различных природных ресурсов, практически не были связаны между собой, не имели единой методологической основы и носили сугубо отраслевой характер.
Существовавшая в стране практика оценочных работ не выработала единых методических подходов к решению данной проблемы.
Отчасти, такое положение сохраняется и в настоящее время.
К основным причинам, повлиявшим на возникновение такого положения можно отнести: 1) отсутствие потребности в определении реальной рыночной стоимости природных и общественных ресурсов, и как результат применение большого количества субъективных оценок, рассчитанных на балльной или иной экономически необоснованной основе; 2) отсутствие правовой основы оценочных работ; 3) ведомственный подход к оценке, выраженный в том, что разработку методологии определенного вида ресурса осуществляли организации, подчиненные ведомствам, занимающимся использованием или воспроизводством данного ресурса.
Последний фактор, отрицательно сказывающийся на развитии оценочной деятельности (ведомственная разобщенность и ведомственные интересы), сохраняется и в настоящее время, оказывая серьезное противодействие переходу на единые методические основы оценки природных ресурсов, земли и других объектов недвижимости.
Все разработанные и внедренные в отечественную практику методы оценочных работ
в могут быть с некоторой долей условности объединены в следующие шесть основных групп: 1) методы, основанные на затратных подходах; 2) методы, основанные на оценке дифференциальной ренты; 3) смешанные модификации затратного и рентного подхода; 4) балльные методы; 5) методы, основанные на совмещении балльных и рентных оценок; 6) нормативные методы.

[Back]