отбора, употребления и организации языковых средств с целью достижения определенного стилистического эффекта —нужного качества речи (99, с.8). Наличие различных стилей ощущается отправителем речи, вопервых, потому, что в памяти носителей языка хранятся, по видимому, определенные статистические характеристики языковых средств, отличающие один стиль от другого (1, с.9), а, во-вторых, потому, что каждый функциональный стиль, поразному организуя языковые средства, обладает специфическими качественно-речевыми характеристиками (99, с.9). Указанное понимание функционального стиля предопределяет соответствующее описание, которое должно носить качественный характер, хотя субъективность, неопределенность оценочных характеристик, присущие таким описаниям, часто делают их явно недостаточными. Поэтому в современных исследованиях наиболее полные описания функциональных стилей носят комплексный, качественноколичественный характер. Например, в работе В.Г. Костомарова « Тезисы возможной концепции функциональных стилей» выявляется соотношение качественных и количественных признаков стиля при ведущей роли последних (47). Проявление качественного подхода характеризует определение принадлежности к данному функциональному стилю того или иного текста на основе эмпирических критериев (содержание, ситуация общения и пр.) или выбор языковых фактов или явлений, которые могут быть количественно учтены как материальные носители тех или иных качественных характеристик функционального стиля (99, с.36 и далее). Возникает вопрос, в каком соотношении понятие стиля находится с понятием метаязыка, часто используемом в литературе. |
рассматривается как последовательность определенных коммуникативных действий говорящего в процессе реализации замысла. В результативном аспекте как форма текста, т.е. способ организации содержания текста с помощью языковых средств [с. 78]. Стили, рассматриваемые в работе [Троянская, 1982] как • функциональные варианты литературного языка, вызваны к жизни общественной необходимостью и сосуществуют в системе любого развитого литературного языка. Эти функциональные варианты характеризуются рядом лингвистических особенностей, связанных с выражением типового содержания определенной сферы общественной деятельности и с типичной для нее ситуацией общения, включая специфичные для каждого стиля способы отбора, употребления и организации языковых средств с целью достижения определенного стилистического эффекта нужного качества речи [с. 8]. Наличие различных стилей ощущается отправителем речи, во-первых, потому, что в памяти носителей языка хранятся, по-видимому, определенные статистические характеристики языковых средств, отличающие один стиль от другого [Акуленко, 1965, с. 9], а, во-вторых, потому, что каждый функциональный стиль, по-разному организуя языковые средства, обладает специфическими качественно-речевыми характеристиками [Троянская, 1982, с. 9]. ✓ Исходя из указанного понимания функционального стиля описание его должно носить качественный характер, но субъективность. неопределенность оценочных характеристик, присущие таким описаниям, делают их явно недостаточными. Поэтому в современных исследованиях наиболее полные описания функциональных стилей носят комплексный, качественно-количественный характер. Например, в работе [Костомаров, 1970] выявляется соотношение качественных и количественных признаков стиля при ведущей роли последних. Проявление качественного подхода характеризует определение принадлежности к данному функциональному стилю того или иного текста на основе эмпирических критериев (содержание, ситуация общения и пр.) или выбор языковых фактов или явлений, которые могут быть количественно учтены как материальные носители тех или иных качественных характеристик функционального стиля [Троянская, 1982, с. 36 и далее]. Рассмотрим, в каком соотношении понятие стиля находится с |