Проверяемый текст
Москаленко, Татьяна Александровна; Системные аспекты анализа лексических единиц языка законодательства (Диссертация 1993)
[стр. 24]

правоведения как самостоятельный стиль литературного языка, который обусловлен особыми социальными задачами, стоящими перед правом, специфичным способом отображения предмета и характеризуется специальными композиционными и стилистическими средствами, особым словарным составом языка для выражения мысли законодателя.
Основанием для выделения
метаязыка правоведения является несовпадение его специфических функций с общепринятыми функциями литературного языка, наличие в правовых текстах особых средств для выражения нормативно-регулятивных потребностей общественного развития, их оценки и текстуального закрепления» (76, с.
14).
Специальная функция права, выполняемая им в социальной жизни, заключается в том, что оно
«представляет субъектам права юридические права, налагает на них обязанности, устанавливает за их нарушение меры правовой ответственности, т.с.
представляет собой средство активного поведения людей, властного воздействия на их сознание и волю» (76, с.
15).
В некоторых исследованиях метаязык правоведения называется особым стилем литературного языка.
Но, кроме того,
обмечается, что выделенный большинством исследователей самостоятельный стиль, применяемый в делопроизводстве государственных учреждений в сфере экономики, в дипломатических и юридических отношениях, используется и при создании нормативно-правовых актов.
Нго называют по-разному: официально-риторическим, деловым, официально-деловым, официальнодокументальным.
«Наименование этого стиля официальнодокументальным представляется наиболее оправданным.
Он официальный, поскольку служит оформлению таких отношений между людьми, в которые они вступают как представители государства, должностные лица, работники учреждений, организаций.
Этот стиль документальный, так как оформляемые с его помощью письменные произведения выглядят как документы, имеющие правовое значение.
[стр. 21]

20 В работе [Спасов.
1986].
где на материале болгарского языка исследуются различные аспекты толкования закона, отмечается, что "самым существенным в характеристике языка закона является прежде всего то, что он обладает всеми особенностями официально-делового стиля.
Этот стиль в свою очередь характеризуется краткостью, точностью и ясностью" [с.
84].
Итак, возвращаясь к проблеме соотношения подъязыка законодательства и официально-делового стиля, рассмотрим, как определяется статус первого в исследованиях по данной тематике.
Следует отметить, что в литературе по этому поводу высказываются разные мнения, хотя ни в одной из известных нам работ четкого ответа на указанный вопрос не содержится.
Во многих работах говорится о наличии специального законодательного стиля литературной речи (см., например, [Гвоздев, 1965, с.
21; Ушаков, 1967, с.
190; Бойко, 1978, с.
173-174; Савицкий, 1987, с.
21]).
В работе [Бойко, 1978] автор исходит из того, что язык законодательства как особый стиль речи представляет собой совокупность языковых средств, употребляемых для выражения законодательной мысли.
"При изложении законодательной мысли в форме нормативного акта используются языковые средства, выработанные специально для сферы правотворчества, т.е.
употребляемые преимущественно или даже исключительно в данной области.
Это дает основание выделить язык законодательства как самостоятельный стиль литературного языка, который обусловлен особыми социальными задачами, стоящими перед правом, специфичным способом отображения предмета и характеризуется специальными композиционными и стилистическими средствами, особым словарным составом языка для выражения мысли законодателя.
Основанием для выделения
языка законодательства является несовпадение его специфических функций с общепринятыми функциями литературного языка, наличие в правовых текстах особых средств для выражения нормативно-регулятивных потребностей общественного развития, их оценки и текстуального закрепления" [Язык закона.
1990, с.
14].
Специальная функция права, выполняемая им в социальной жизни, заключается в том, что оно
"предоставляет субъектам права юридические права, налагает на них обязанности, устанавливает за их нарушение меры правовой ответственности, т.
е.


[стр.,22]

представляет собой средство активного регулирования поведения людей, властного воздействия на их сознание и волю" [Язык закона, 1990, с.
151.
Итак, в работе [Язык закона, 1990] язык законодательства называется особым стилем литературного языка.
Но кроме того
отмечается, что выделяемый большинством исследователей самостоятельный стиль, применяемый в делопроизводстве государственных учреждений, в сфере экономики, в дипломатических и юридических отношениях, используется и при создании нормативно-правовых актов.
Его называют по-разному: официально-риторическим, деловым, официально-деловым, официально-документальным.
Авторам указанной работы "наименование этого стиля официально-документальным представляется наиболее оправданным.
Он официальный, поскольку служит оформлению таких отношений между людьми, в которые они вступают как представители государства, должностные лица, работники учреждений, организаций.
Этот стиль документальный, так как оформляемые с его помощью письменные произведения выглядят как документы, имеющие правовое значение.

Устно-разговорный вариант этого стиля можно было бы называть официально-деловым" [с.
13].
Таким образом, "особым стилем литературного языка", которым назван язык законодательства.
оказывается официально-документальный стиль.
Заметим, что предлагаемое использование терминов, с нашей точки зрения, только осложняет рассмотрение существа вопроса, к тому же авторы продолжают использовать название "официально-деловой" как синоним к названию "официально-документальный" (так.
говорится об "особенностях языка законодательства как основы официально-делового стиля" [Язык закона, 1990, с.
18]).
В настоящей работе для обозначения отдельного функционального стиля используется название "официально-деловой", которое является более распространенным (что хорошо видно из работ, упоминаемых в разделе 1.1.1).
Авторы работы [Язык закона, 1990] отмечают, что официально-документальный стиль, поскольку он распространяется на различные сферы административно-правовой и производственно-экономической деятельности, может быть разбит на несколько вариантов (подстилей).
Использование того или иного подстиля зависит от целей и задач, стоящих перед официальным документом, от характера отношений между автором документа и его адресатом и от принятого способа оформления подобных доку

[Back]