Проверяемый текст
Лукашева Наталья Вячеславовна. Правовое положение автономных образований в странах Северной Европы (Диссертация 1998)
[стр. 154]

рассматриваются как уникальный в лингвистическо-культурном и этническом плане народ, имеющий корни в Скандинавии, уходящие в глубокую древность1.
Появление в XIL-XIV в.
централизованных государств России, Швеции и Норвегии и расширение их влияния на территории саами, снизило возможности саами для самостоятельного управления.
Кроме того, саами стали объектом миссионерской деятельности и централизованного налогообложения.
Особенно ухудшилось положение саами в связи с начатой в XVII в.
колонизацией, позволившей новым поселенцам жить на исконных территориях лапландцев, имея
льготы по налогам, воинской повинности в соответствии с Лапландским законом 1673 г.
Согласно Лапландскому закону 1695 г.
поселенцы имели даже права строить дома и заниматься фермерством на землях саами,
хотя саами и могли заниматься оленеводством, рыболовством и охотой на территориях исконного проживания, степень их самостоятельности была значительно ограничена1 2.
Скандинавскими юристами до сих пор считается особо важным для понимания правового статуса саами так называемый Лапландский Кодициль от 21 сентября 1751 г.,
являвшийся приложением к международному договору 1751 г.
о границе новых государств Швеции, включавшей тогда Финляндию и ДанииНорвегии.
Кодициль
в ст.
10 устанавливал, что саами, несмотря на новые границы, могут свободно через них передвигаться вместе со стадами северных оленей и использовать земли и воду на территории государств, подписавших международный договор 1751 г.
для поддержания себя и животных, согласно обычаю3.

Колонизация, особые права фермеров, экспансия государства на исконные земли саами привели к конфликту интересов и ослаблению саамской культуры и образа жизни.
Закрытие в 1852 г.
границ между Финляндией и Норвегией, а в 1880 г.
между Швецией и Финляндией нарушило традиционные миграционные пути саами.
Проведение Норвегией на своей стороне границы демаркации территорий для пастбищ поставило под угрозу существование саами.
В Швеции, несмотря на идеи о поддержании саамской культуры
внесла свою лепту в политику обязательной ассимиляции саами1.
1 См.: Лукашева H.I3.
Правовое положение автономных образований в странах Северной Европы.
Авторсф.
дис....
канд.
юрид.
наук.
Екатеринбург, 1998.
С.
12.
2 См.: The Sami People.
Oslo.
1990.
P.
46 ' См.: The Sami People.
P.
51.
* Cm.: Salvesen H.
Sami Acdnan: Four States-Onc №ation? Nordic Minority Policy and the History of the Sami// Ethnicity and Marion Building in the №ordic World.
London.
1995.
P.
126.
155
[стр. 134]

представления саами Норвегии, Финляндии и Швеции особой формы автономии стала сама история развития и традиционный уклад жизни этого меньшинства1.
Иторически саами рассматриваются как уникальный в лингвистическокультурном и этническом плане народ, имеющий корни в Скандинавии, уходящие в глубокую древность.
Уже в 98 году н.э.
римский историк Тацит упоминал о саами, как о народе, занимающемся охотой2.
В конце IX века норвежец Оттар рассказал о саами-оленеводах.
В былинах XI-XIII веков повествуется о саами-рыболовах, активно участвующих в торговле с северянами и платящими налоги3.
Основной социальной единицей саами долгое время была “Сиида”-поселение из 20-30 семей, насчитывающее несколько сот человек, не обязательно связанных родственными связями, но занимающихся совместно оленеводством и охотой4.
Управление Сиидой осуществлялось местным советом, включающим представителя от каждой семьи.
Совет занимался распределением земли, налогов, контролировал внутренние дела, обладал высшим правом на принятие решений, функционировал как суд.
Появление в XII-XIV веках централизованных государств России, Швеции и Норвегии и расширение их влияния на территории саами, снизило возможности саами для самостоятельного управления.
Кроме того, саами стали объектом миссионерской деятельности и централизованного налогообложения.
Особенно ухудшилось положение саами в связи с начатой в XVII веке колонизацией, позволившей новым поселенцам жить на исконных территориях лапландцев5, имея
1 В работе употребляется термин коренной народ саами, меньшинство саами, так как в Норвегии, Финляндии и Швеции, нет единой точки зрения на этот счет.
В литературе встречается даже термин “коренное меньшинство саами".
2 Cramer Т.
The Sami in Four countries// Kleine Nationen und ethnische minderhetten im imbruch Europas.
B.l.
SLAVICA VERLAG.
DR.
A.KOVAC Muenchen.
1993.
P.
312.
5 В настоящее время различают саами-рыбаков, саами-оленеводов, саамилесоводов и саами-охотников.
Как отмечает Т.Свенссон, сегодня многие саами заняты во всех четырех видах деятельности, поэтому трудно проводить границу по данному критерию.
См.
Svensson Т.
Opt.
Cit.
P.13.
4 The Sami People.
Oslo.
1990.
P.
27.
s Саами принято еще называть лапландцами, поэтому в тексте используется “Лапландский закон".


[стр.,135]

льготы по налогам, воинской повинности в соответствии с Лапландским законом 1673 г.
Согласно Лапландскому закону 1695 г.
поселенцы имели даже права строить дома и заниматься фермерством на землях саами1.

Государствами были приняты на себя полномочия по реализации прав, отправлению правосудия, осуществляемых ранее советом Сииды.
Таким образом, хотя саами и могли заниматься оленеводством, рыболовством и охотой на территориях исконного проживания, степень их самостоятельности была значительно ограничена.
Скандинавскими юристами до сих пор считается особо важным для понимания правового статуса саами так называемый Лапландский Кодициль от 21 сентября 1751 г.

(Lappish Codicil), являвшийся приложением к международному договору 1751 г.
о границе новых государств Швеции, включавшей тогда Финляндию и Дании-Норвегии2.
Кодициль
устанавливал, что саами, несмотря на новые границы, могут свободно через них передвигаться вместе со стадами северных оленей и использовать земли и воду на территории государств, подписавших международный договор 1751 г.
для поддержания себя и животных, согласно обычаю
(ст.
10 Кодициля).
Таким образом, саами могли использовать свои традиционные миграционные пути и, по мнению создателей Кодициля, в силу обычного права занимать озера, леса, территории для пастбищ по обе стороны границы.
По мнению скандинавских юристов, важность Кодициля в том, что он впервые утверждал некоторые права саами и был своего рода Великой Хартией Вольности для саами3, стремлением сохранить народность саами.
Т.Свенссон считает, что Кодициль был первой кодификацией прав саами, признанных официально на основе принципов обычного и международного права.
Два государства 1 The Sami People.
Oslo.
1990.
P.
46.
2 Excerpts from the First codicil and supplement to the Frontier Treaty Between the Kindoms of Norway and Sweden concerning the Lapps (Sami) 1751 // Svensson T.Opt.
Cit.
P.
208-211.
J В 1915 г.
судья А.Эхренсард ссылался на Кодициль как на Великую Хартию Вольности шведских саами.
В 1962 г.
Т.Крамер нашел этот факт в архивах и по сей день этот термин используется в саамской идеологии.
См.: Svensson T.Opt.Cit.


[стр.,137]

137 обычая1.
По мнению О.Джебенса, официально Кодициль никто не отменял и его можно использовать как источник конституционного права Норвегии и Швеции.
Кодициль является не только историческим конституционным документом, но и регулирует права саами, которые не зафиксированы в Конвенции 1972 года2.
С первой половины XVIII века существование саами рассматривалось через призму двух подходов: либо сохранение их языка и культуры, укрепление этнической идентичности, либо исчезновение саами в ходе ассимиляции с большинством3.
Колонизация, особые права фермеров, экспансия государства на исконные земли саами привели к конфликту интересов и ослаблению саамской культуры и образа жизни.
Закрытие в 1852 г.
границ между Финляндией и Норвегией, а в 1880 г.
между Швецией и Финляндией нарушило традиционные миграционные пути саами.
Проведение Норвегией на своей стороне границы демаркации территорий для пастбищ поставило под угрозу существование саами.
В Швеции, несмотря на идеи о поддержании саамской культуры,
теория социал-дарвинизма внесла свою лепту в политику обязательной ассимиляции саами4.
Особый размах ассимиляция получила в Норвегии, где вплоть до шестидесятых годов XX века норвегизация охватывала все стороны общественной жизни, благодаря взгляду, что саами раса с низшей культурой, которая должна исчезнуть5.
В Финляндии, бывшей составной частью Российской империи, положение саами не сильно отличалось от финнов и ассимиляция носила мягкий характер.
В начале XX века положение саами не улучшилось.
После распада в 1905 г.
союза 1 Smith.C.
The Sami Rights Committee: An Exposition// Self-Determination and Indigenous peoples.
Sami Rights and Nothern Perspectives.
An IWGIA complied document № 58.
Copenhagen.
March.
1987.
P.
23.
2 Jebens O.
Saami Rights to land and water in Norway// Nordic Journal of lnt‘1 Law.
Vol.
55.
Fasc.
1-2.
1986.
P.47-46.
1 Salvesen H.
Sami Aednan: Four States-One Nation? Nordic Minority Policy and the History of the Sami// Ethnicity and Nation Building in the Nordic World.
London.
1995.
P.
126.
4 Salvesen H.Opt.Cit.
P.128.
s Smith C.
Opt.Cit.
P.16

[Back]