Проверяемый текст
Андриченко Людмила Васильевна. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации (Диссертация 2005)
[стр. 16]

особенностями, отличающими их от большинства населения, и которых объединяет и поддерживает пусть даже имплицитно, коллективное стремление выжить и добиться фактического и юридического равенства с большинством населения»1.
Одним из качественных критериев, позволяющих отличать национальное меньшинство населения, является обладание устойчивыми этническими, религиозными и языковыми характеристиками.
Так, в ст.
27 Международного пакта о гражданских и политических правах содержится формулировка «этнические, религиозные и языковые меньшинства»1 2.
Однако это не исключает, что меньшинство может обладать как всеми указанными характеристиками, так и некоторыми из них.
Например, нередко этнические меньшинства обладают, помимо языковых, также еще и религиозными особенностями, такой подход был применен в документе Копенгагенского совещания по человеческому измерению СБСЕ 1990 г.
В разделе IV этого документа упоминаются преимущественно «национальные меньшинства», хотя в
действительности речь идет о языковых, религиозных меньшинствах3 4.
Согласно нормам международного права любое меньшинство, будь то этническое или религиозное, нуждается в специальной защите.
Именно в связи с этим в международно-правовых документах термины «этнические», «религиозные», «языковые» меньшинства нередко объединяются и фигурируют вместе без закрепления каких-либо различий в правовом статусе.

С.М.
Пунжин полагает, что «проблемы, касающиеся различных разновидностей меньшинств, в принципе сходны», и поэтому вполне правомерно использование обобщающего термина «национальное меньшинство» или просто «меньшинство» ко всем категориям меньшинств5.
Многие государства исходят именно из позиции целесообразности употребления термина «меньшинство» по отношению к различным категориям и видам меньшинств.
В то же время вполне справедливым является утверждение С.С.
Юрьева о том, что «понятием «национальное меньшинство» охватываются граждане и/или группы граждан,
ко1 См.: Дешене Ж.
Проект определения термина «меньшинство».
//
U№ Doc.
E/C№.4/Sub.2/1985/31.
Р.
181.
2 Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16 декабря 1966 г.
Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР.
1976.
№ 17.Ct.291.
’ Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Подписан в г.
Копенгагене 29 июня 1990 г.) // Документ опубликован нс был.
Приводится по данным СПС «Консультант +».
4 См.: Пунжин С.М.
Проблема зашиты прав меньшинств в международном праве // Государство и право.
1992.
№8.
С.
125.

17
[стр. 25]

поддерживает пусть даже имплицитно, коллективное стремление выжить и добиться фактического и юридического равенства с большинством населения»1.
Как легко заметить из предложенных определений, сходные черты и различия обоих подходов очевидны.
С одной стороны, оба автора едины в том, что касается численного меньшинства этих групп населения; отсутствия доминирующего положения в обществе; их общих этнических, религиозных или языковых особенностей; чувства общности и наличия коллективного стремления сохранить свои традиции и образ жизни.
Вместе с тем, Ф.
Капоторти прежде всего подчеркивает факт численного меньшинства, тогда как Дешене выделяет факт гражданства членов этих групп и стремление к «фактическому и юридическому равенству» с большинством населения соответствующего общества.
По словам Ж.
Дешене, «юридическое равенство с большинством населения» может быть достигнуто лишь на основе юридических институтов доминирующей части соответствующего многонационального общества, а не на основе правовой культуры этих меньшинств2.
Следует, кроме того, заметить, что определение, предложенное Ф.Капоторти, применимо не только к меньшинствам, но и к коренным народам, если учесть сложившееся общественное мнение в отношении этих групп в самых различных регионах мира.
Рассмотрим более подробно предложенные основные критерии понятия «национального меньшинства».
Прежде всего, количественный критерий.
Такой критерий представляется весьма важным уже потому, что он напрямую вытекает из этимологии слова «меньшинство».
Однако, распространенный подход, при котором 50% населения плюс один является большинством, а минус один меньшинством, не может считаться в данном случае приемлемым.
Несомненно, небольшая доля в населении страны является фактором риска ассимиляции и тем самым оправдывает осуществление специальных мер защиты для национальных меньшинств.
Вместе с тем, важно учитывать, что само понятие «национальное 1См.: Жюль Дешене.
Проект определения термина «меньшинство».
//
UN Doe.
E/CN.4/Sub.2/1985/31.
P.
181.
2См.: UN Doc.
E/CN.4/Sub.
V 1985/31.
P.
181.


[стр.,30]

Исходя из названий и формулировок этих документов очевидно, что группы, обладающие отличными этническими, религиозными и языковыми характеристиками, могут образовывать этнические, религиозные и языковые меньшинства.
Однако это не исключает, что у одной из указанных общностей может встречаться совокупность всех или некоторых характеристик.
Так, например, нередко этнические меньшинства обладают, помимо языковых, также еще и религиозными особенностями1.
Такой подход был применен в документе Копенгагенского совещания по человеческому измерению СБСЕ 1990 г.
В разделе IV этого документа упоминаются преимущественно «национальные меньшинства», хотя в
•у действительности речь идет о различных меньшинствах .
Безусловно, что это является оправданным.
Согласно нормам международного права любое меньшинство, будь то этническое или религиозное, нуждается в специальной защите.
Именно в связи с этим в международно-правовых документах термины «этнические», «религиозные», «языковые» меньшинства нередко объединяются и фигурируют вместе без закрепления каких-либо различий в правовом статусе.

«Проблемы, касающиеся различных разновидностей меньшинств,
по справедливому замечанию С.М.
Пунжина, в принципе сходны», и поэтому вполне правомерно использование обобщающего термина «национальное меньшинство» или просто «меньшинство» ко всем категориям меньшинств3.
Следует, однако, обратить внимание на некоторые особенности, касающиеся религиозных и языковых меньшинств.
Дело в том, что религиозные и языковые меньшинства следует рассматривать не только как какую-либо общность людей, отличающуюся от остальной части населения 1 Необходимо отметить, что соотношение языковой и этнической принадлежности представляет собой сложную и неоднозначную проблему.
Встречаются примеры, когда несколько разных народов говорят на одном языке, скажем, латиноамериканские народы на испанском.
На английском языке или его местных вариантах говорят англичане, англо-австрийцы, англо-новозеландцы, англо-канадцы, англо-африканцы, американцы США, многие народы стран Карибского бассейна и некоторые другие этносы.
Довольно широко распространяется двуязычие (билингвизм), когда какая-то часть народа или даже целый народ постоянно пользуется в обиходе двумя языками.
Двуязычие частое явление в многонациональных странах, где национальные меньшинства, кроме родного, обычно пользуются также языком наиболее многочисленной или господствующей нации.
2 Важно обратить внимание также на то, что в документах ОБСЕ однозначно употребляется понятие «национальное меньшинство» в отличие or большинства документов ООН.
Созданный в 1992 г.
в рамках ОБСЕ пост также называется Верховный Комиссар по национальным меньшинствам.
* См.: Пушкин С.М.
Проблема зашиты прав меньшинств в международном праве //Государство и право.
1992.
№ 8.
С.
125.


[стр.,32]

рассматривала этот термин (национальные меньшинства) как распространяющийся на этнические, а также культурные, языковые и религиозные меньшинства», заявил канадский представитель на Копенгагенском совещании1.
Многие государства исходят именно из позиции целесообразности употребления термина «меньшинство» по отношению к различным категориям и видам меньшинств.
В то же время вполне справедливым является утверждение С.С.
Юрьева о том, что «понятием «национальное меньшинство» охватываются граждане и/или группы граждан,
которые отличаются от остального населения страны этническими, языковыми, культурными, религиозными но не иными особенностями, т.е.
другие социальные общности, находящиеся в меньшинстве по партийным, профессиональным, половым и иным признакам, не подпадают под категорию национальных меньшинств»2.
Нужно учитывать, что хотя многие проблемы национальных, этнических, религиозных и языковых меньшинств совпадают, они, тем не менее, имеют и много специфических черт.
Так, не все этнические, культурные, языковые или религиозные различия ведут к возникновению национальных меньшинств.
Одним из критериев, на который указывает в своем исследовании Ж.Дешене, является наличие у членов группы гражданства данного государства.
Необходимость такого критерия объясняется тем, что лишь в этом случае государство может юридически обоснованно защищать как права отдельного лица, так и права группы, которую эти лица составляют.
В свое время Подкомиссией по предупреждению дискриминации и защите национальных меньшинств, ныне расформированной, было отмечено, что статус меньшинства признается лишь за гражданами данного государства и эмигранты не входят в это понятие3.
Так, например, известный исследователь проблемы защиты меньшинств Г.
Альфредсон в связи с этим указывает: «Иммигранты различного этнического, культурного и лингвистического происхождения, добровольно приезжающие и 1 См.: Копенгагенское совещание Конференции по человеческому измерению СБСЕ 5-29 июня 1990 г.
:Сборник научно-информационных материалов.
М., 1991.
С.
23.
2 См.: С.С.
Юрьев.
Правовой статус национальных меньшинств (теоретико-правовые аспекты).
М., 2000.
С.
19.
3UN Doc.
Е / CN.4 / Sub.
2 / 384 / Rev.
1.

[Back]