Проверяемый текст
Ульянищев Павел Викторович. Автономия как конституционно-правовая гарантия прав народов в многонациональном государстве (Диссертация 2009)
[стр. 167]

культурную автономию как форму национально-культурного самоопределения, представляющую собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
Указанный подход к рассмотрению национально-культурной автономии получил поддержку в российской науке конституционного права.
Однако, цели создания национально-культурных автономий, российские ученые видят несколько по-разному.
Так, М.В.
Баглай видит в национально-культурной автономии способ защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития1.
В.А.
Кряжков характеризует национально-культурную автономию как право на самоопределение в форме общественного объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры* 1 2.
В.Е.
Чиркин подчеркивает, что право на национально-культурную автономию не является правом на национальнотерриториальное самоопределение, а осуществление права на национальнокультурную автономию той или иной этнической группой не должно наносить ущерба интересам других этнических общностей3.
О.В.
Романовская преддагает рассматривать национально-культурную автономию как особого рода публичную корпорацию.
Она указывает на то, что именно такая природа этой социальной общности вытекает из порядка создания национально-культурной автономии, закрепленного в ст.ст.
5 и 6 Федерального закона «О национально-культурной автономии»4.
Специфика статуса национально-культурной автономии видна также в том, что сложившаяся правоприменительная практика свидетельствует о недопустимости создания в границах одного субъекта Российской Федерации двух и более региональных национально-культурных автономий граждан одной этнической принадлежности.
Первонально-культурной автономии» // Собрание законодательства Российской Федерации.
1996.
№ 25.
Ст.
2965.
1 См.: Ваглай М.
В.
Конституционное право Российской Федерации.
С.
371.
1 См.: Конституционное право России.
С.
277; Конституционное право России.
С.
246.
3 См.: Чиркин В Е.
Конституционное право в Российской Федерации.
С.
102, 103.
А См.: Романовская О.В.
Публичная корпорация: понятие, значение, проблемы и перспективы определения правового статуса И Реформы и право.
2011.
№ 2.
С.
3 • 23.
168
[стр. 55]

Культурная (национально-культурная) автономия — это экстратерриториальная форма самоорганизации меньшинств в целях сохранения и развития культуры, обеспечения социально-экономического развития и политического представительства, взаимодействия с государственной и местной властями.
Это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
Данная автономия является, видом общественного объединения в форме общественной организации.
То есть культурная автономия распространяется не на конкретную территорию, а на представителей определенной национальности.
Культурная автономия реализуется через такие организационные формы, как национальные культурные центры, землячества, национальные общественные советы и ассоциации (например.
Союз российских немцев в РФ).
В Бельгии культурная автономия осуществляется через особые сообщества (фламандское, валлонское и немецкое).
Здесь параллельно существует двойная система: три округа — Фламандский, Валлонский и Брюссельский столичный округ параллельно которым Бельгия делится на три языковых сообщества: нидерландскоязычное сообщество (Фламандский округ и Брюссельский столичный округ), франкоязычное сообщество (Валлонский округ и Брюссельский столичный округ) и немецкоязычное сообщество (часть провинции Льеж).
Этот вид автономии применяется там, где национальности, этнические группы живут не компактно, а разрозненно, вперемежку с представителями других этнических групп.
В этом случае национальности создают свои организации и выборные органы, которые занимаются преимущест53

[стр.,145]

Федеральным законом от 10.11.2003 г.
№ 136-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О национально-культурной автономии»1 была определена организационно-правовая форма национально-культурной автономии — общественная организация.
Согласно ст.
8 Федерального закона от 19 мая 1995 г.
№ 82-ФЗ «Об общественных объединениях»2 общественная организация основана на членстве и создается на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Закон, ориентируясь на современные условия, уходит от вопроса о территориальной либо персональной автономии, однако важным является доктринальное положение, с которым мы абсолютно согласны, по которому право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение.
Сами граждане вне зависимости от места и формы проживания вправе решать вопрос о сохранении в своем этносе языковых, культурных и прочих традиций, их самобытности и соотносимости с соответствующими элементами других национальностей.
Таким образом, согласно закону, национально-культурная автономия это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой особого рода общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
Статью 2 Закона о национально-культурной автономии, закрепляет принципы, на которых она основывается: принцип свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности; 1 Федеральный закон от 10 ноября 2003 г.
№ 136-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национально-культурной автономии» // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 ноября 2003 г.
№ 46 (часть I) ст.
4432.
2 Федеральный закон от 19 мая 1995 г.
N2 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г.
№ 21, ст.
1930.
143

[Back]