Проверяемый текст
Андриченко Людмила Васильевна. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации (Диссертация 2005)
[стр. 17]

торыс отличаются от остального населения страны этническими, языковыми, культурными, религиозными но не иными особенностями...»1.
Вместе с тем, при разработке Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств также не было достигнуто согласие об определении понятия национальных меньшинств и конвенция нс содержит определел ния понятия «национальное меньшинство» .
В качестве ориентира может быть использовано определение, предложенное в Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1201(1993) «О дополнительном Протоколе о правах национальных меньшинств в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод»1 2 3.
Рекомендация предлагает определять «национальные меньшинства» как группы лиц, которые проживают на территории государства и являются гражданами данного государства, сохраняют давнюю, неизменную и устойчивую связь с этим государством, обладают явно выраженными этническими, культурными, религиозными или языковыми характеристиками, считаются, несмотря на меньшую численность по сравнению с остальным населением страны в целом или отдельного се региона, достаточно представительными.
Данное определение с дополнением, касающимся того, что указанные
хруппы лиц движимы стремлением совместно сохранять элементы, составляющие их общее своеобразие, включая свою культуру, традиции, религию и язык, было дано также в Рекомендации ПАСЕ 1255 (1995) «Защита прав национальных меньшинств»4.
Аналогичная позиция содержится и в Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, подписанной государствами-участниками Содружества Независимых Государств (СНГ), в 1994 г.5.

Следует заметить, что позиция Российской Федерации по этому вопросу была выражена в заявлении при ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств.
Россия признала неправомочным включение в
одно1 См.: Юрьев С.С.
Правовой статус национальных меньшинств (теоретико-правовые аспекты).
М., 2000.
С.
19.
См., так же: Хабриева Т.Я.
Современные проблемы самоопределения этносов: сравнительно-правовое исследование.
М., 2010.
2 Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств» (ETS № 157) (Заключена в г.
Страсбурге I февраля 1995 г.)//Собрание законодательства РФ.
1999.
№11.
Ст.
1256.
’ Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1201(1993) «О дополнительном Протоколе о правах национальных меньшинств в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» / Recommendation 1201 (1993) «Additional protocol on the rights of minorities to the European Convention on Human Rights» // Интернет-сайт ПАСЕ, http://assemhly.coe.int.
~ Рекомендация ПАСЕ 1255 (1995) «Защита прав национальных меньшинств» / Recommendation 1255 (1995) «Protection of the rights of national minorities» // Интернет-сайт ПАСЕ, http://assembly.coe.int.
5 Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (Заключена в г.
Москве 21 октября 1994 г.) // Содружество.
Информационный вестник Совета глав государств и Совета
глаи правительств СНГ.
1994.
№ 3(16).
С.
74 80.
18
[стр. 33]

поселяющиеся в стране, включая рабочих-мигрантов, решивших не возвращаться, составляют другую категорию людей, не могущих требовать защиты, на которую могут претендовать меньшинства.
Они могут жить в очень трудных экономических и иных условиях, но они совершают «свободный» выбор и должны быть готовы принять отрицательные, а не только положительные его последствия.
Эта точка зрения совпадает с часто выдвигаемым требованием, что меньшинство до получения особых прав должно существовать в течение довольно длительного периода»'.
Аналогичного мнения придерживаются и некоторые другие ученые .
Обращает внимание, что такая же позиция прослеживается и в некоторых международных документах.
Так, несмотря на то, что при разработке Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств также не было достигнуто согласие об определении понятия национальных меньшинств3, однако в качестве ориентира используется определение, предложенное в Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1201 (1993 г.) «О дополнительном Протоколе о правах национальных меньшинств в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод».
Одной из принятых характеристик национальных меньшинств в данном определении закрепляется наличие гражданства у лиц, относящихся к данным группам.
В соответствии с проектом названного выше Протокола выражение «национальные меньшинства» относится к группам лиц, которые проживают на территории государства и являются гражданами данного государства, сохраняют давнюю, неизменную и устойчивую связь с этим государством, обладают явно выраженными этническими, культурными, религиозными или языковыми характеристиками, считаются, несмотря на меньшую численность по сравнению с остальным населением страны в целом или отдельного ее региона, достаточно представительными (ст.
1).
Данное определение с дополнением, касающимся того, что указанные
группы лиц 1См.: Лльфредсои Г.
Указ.соч., с.
23.
2См.: Какоторти Ф.
Указ.соч., с.
5-12,95-96.
3 В связи с этим в Пояснительном докладе и Рамочной конвенции отмечается, что «на этом этапе не представляется возможным дать такое определение, которое получило бы общее одобрение всех государств-членов Совета Европы» (л.
12) // См.: Совет Европы и Россия.
1999.
№ 5.
С.
23-24.


[стр.,34]

движимы стремлением совместно сохранять элементы, составляющие их общее своеобразие, включая свою культуру, традиции, религию и язык, было дано также в Рекомендации 1255 (1995) о защите прав национальных меньшинств, принятой Парламентской Ассамблеей Совета Европы 31 января 1995 года.
Аналогичная позиция содержится и в Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, подписанной государствами-участниками Содружества Независимых Государств (СНГ), в 1994 г.

В статье 1 Конвенции сказано, что «под лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, понимаются лица, постоянно проживающие на территории одной Договаривающейся Стороны и имеющие ее гражданство, которые по своему этническому происхождению, языку, культуре или традициям отличаются от основного населения данной Договаривающейся Стороны»1.
Сразу же хотелось бы отметить, что для России указанное определение будет едва ли приемлемо, поскольку, исходя из Конституции Российской Федерации, суверенитет принадлежит всему многонациональному народу Российской Федерации (статья 3), при этом составляющие его народы обладают достаточно широкими различиями в области национального языка, культуры, обычаев и пр.
Поэтому невозможно и выделить так называемое «основное» население от «не основного» в государстве.
Данный фактор, безусловно, затрудняет определение национального меньшинства в Российской Федерации и, соответственно, признание существования конкретных национальных меньшинств.
Возвращаясь к вопросу о гражданстве в качестве критерия для выделения лиц, относящихся к национальным меньшинствам, следует обратить внимание на то, что, особенно в последние годы, мнения по этому вопросу стали меняться.
Так, уже называвшейся Подкомиссией по предупреждению дискриминации и защите прав меньшинств на заседании, проходившем в рамках 38-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, был высказан ряд конкретных замечаний по предложению Ж.
Дешене, касающемуся определения понятия «меньшинство».
В отношении 1 См.: Содружество: Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав Правительств СНГ.
1995.
К» 3(16).
С.
74-80.


[стр.,35]

гражданства большинством членов Подкомиссии было специально подчеркнуто, что данное определение не может охватывать только граждан соответствующего государства.
Было особо обращено внимание на точку зрения Международного суда, который также не поддерживает критерий гражданства в этом контексте1.
Позиция Российской Федерации по этому вопросу была выражена в заявлении при ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств.
Россия признала неправомочным включение в
одностороннем порядке в оговорки и заявления при подписании или ратификации этой Конвенции определения термина «национальное меньшинство», так как попытки исключения из сферы ее действия постоянно проживающих на территории государств-участников лиц, ранее имевших гражданство, но произвольно лишенных его, противоречит целям данного международного правового документа2.
Иммиграционное общество в последние десятилетия все больше становится правилом, а не исключением.
Оно становится обычным явлением.
Миграционные процессы приводят в национальной сфере к двум прямо противоположным результатам.
С одной стороны, они направлены на развитие интеграционных процессов, развитие многонациональных государств.
С другой стороны, они нередко вызывают обеспокоенность у национального большинства как реакцию на разрушение их культуры, языка и ценностей.
Иммиграционные процессы характеризуются появлением так называемых «новых» меньшинств в государствах.
Нередко иммигранты стараются как можно быстрее интегрироваться в принявшее их общество.
Ассимиляция новых меньшинств проходит значительно безболезненнее, если иммигрант имеет «точки соприкосновения» с этническими, языковыми, культурными и другими особенностями этнических общностей, проживающих в государстве (например, обладают знаниями 1См.: UN Doc.
Е.
/ CN.
U / АС.7/ 5 Rev.
I.
2 См.: Федеральный закон от 18 июня 1998 г.
,4» 84-ФЗ «О ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств» // Собрание законодательства Российской Федерации.
1998.
№ 25.
Ст.
2833.

[Back]