Проверяемый текст
Андриченко Людмила Васильевна. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации (Диссертация 2005)
[стр. 20]

креплении на законодательном уровне понятия национального меньшинства с четким обозначением конкретных критериев для его выделения.
Данный подход, не претендуя на его окончательность, охватывает основные критерии, и, в то же время, учитывает особенности России как многонационального государства, имеющего уникальную этнографическую структуру, в котором, наряду с компактным расселением отдельных этнических общностей, имеет место широкое дисперсное проживание лиц, продолжающих считать себя членами этих общностей: «национальным меньшинством признается имеющая собственное самоназвание этническая общность или часть этнической общности, члены которой проживают постоянно, компактно или дисперсно, на территории государства, не занимают в государстве или его части доминирующего положения, и отличаются от остальной части населения специфическими этническими признаками, в том числе особенностями языка, культуры, традиций, национальным самосознанием.
Принадлежность лица к национальному меньшинству основывается на его добровольной самоидентификации с данным национальным меньшинством»1.

Разновидностью национальных меньшинств являются коренные малочисленные народы.
В российской науке конституционного права наибольшую поддержку получило определение, данное В.А.
Кряжковым.
Он предлагает определять коренные малочисленные народы по двум критериям: качественному (проживание на территории традиционного расселения своих предков, сохранение самобытного уклада жизни, осознание себя самостоятельной этнической общностью) и количественному (должны насчитывать не более 50 тыс.
человек)2.
В зарубежной юридической науке более детальную характеристику коренным народам дал Х.Р.
Мартинес Кабо, Специальный докладчик ООН по данной проблеме.
Он определяет коренные народы как «...
коренные общины, народы и нации, сохраняющие историческую преемственность с обществами, которые существовали до вторжения завоевателей и введения колониальной системы и развивались на своих собственных территориях, считающие себя отличающимися от других слоев общества, преобладающих в настоящее время на 1 Андриченко Л.В.
Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации.
С.
154.
: См.: Кряжков В.А.
Право коренных малочисленных народов на земли (территории)// Государство и право.
1996.
№ I.
С.
69.
См., также: Кряжков В.А.
Коренные малочисленные народы Севера в российском праве.
М., 2010.
21
[стр. 16]

основанные на сочетании двух базовых подходов предупреждения дискриминации и защите прав национальных меньшинств.
В процессе исследования получен вывод о необходимости проведения различия между действиями по предупреждению дискриминации и по защите национальных меньшинств и коренных малочисленных народов.
Указанные понятия имеют концептуальное значение для обеспечения прав лиц, относящихся к названным этническим группам, в области сохранения ими своей национальной самобытности.
Различие между названными понятиями автор выводит из соотношения таких философско-правовых понятий как «равенство» и «равноправие», являющихся базовыми для установления прав личности в обществе и государстве.
7.
Исследуются различные критерии определения этнической группы в качестве национального меньшинства.
Делается вывод, что ни один из анализируемых критериев нельзя рассматривать как абсолютный, в любом случае позволяющий решить проблему определения статуса соответствующей этнической общности.
Каждый из критериев можно считать существенным, но не определяющим.
Только принимая во внимание все критерии в совокупности можно решить проблему признания национального меньшинства или коренного народа.
8.
Учитывая разноплановость позиций, существующих как в международном праве, так и в законодательстве зарубежных государств, в отношении определения понятия «национальное меньшинство», в диссертации предлагается авторское определение данного понятия, которое, не претендуя на его окончательность, охватывает основные возможные критерии, и, в то же время, учитывает особенности России как государства, имеющего уникальную этнографическую структуру, в котором, наряду с компактным расселением отдельных этнических общностей, имеет место широкое дисперсное проживание лиц, продолжающих считать себя членами соответствующих общностей: «национальным меньшинством признается имеющая собственное самоназвание этническая общность или часть этнической общности, члены которой проживают постоянно, компактно или дисперсно, на территории государства, не занимают в государстве или его

[стр.,45]

автономий, не решает в полном объеме проблемы признания национальных меньшинств.
Это связано с тем, что не все национальные меньшинства создают национально-культурные автономии.
Проблемы сохранения национально-культурной самобытности могут решаться представителями национальных меньшинств через другие национальные общественные организации, а также и без создания подобных организаций.
Как представляется, в России, имеющей многонациональный состав населения, невозможно решить проблему признания национальных меньшинств через установление в федеральном законе перечня конкретных этнических групп в качестве национальных меньшинств.
В связи с этим, по нашему мнению, более продуктивным для решения данной проблемы будет подход, основанный на закреплении на законодательном уровне понятия национального меньшинства с четким обозначением конкретных критериев для его выделения.
Полагаем, что вопросы признания национальных меньшинств в Российской Федерации, как и вопросы защиты национальных меньшинств, могли бы получить свою регламентацию в форме принятия изменений и дополнений в Федеральный закон «О национально-культурной автономии» либо путем принятия отдельного федерального закона о национальных меньшинствах, что, на наш взгляд, более предпочтительно.
Выше уже обозначались трудности, связанные с определением понятия национального меньшинства для условий нашей страны.
Учитывая разноплановость позиций, существующих как в международном праве, так и в законодательстве зарубежных государств, в отношении определения понятия «национальное меньшинство», хотелось бы предложить свой подход к определению данного понятия.
Как представляется, данный подход, не претендуя на его окончательность, охватывает основные критерии, и, в то же время, учитывает особенности России как многонационального государства, имеющего уникальную этнографическую структуру, в котором, наряду с компактным расселением отдельных этнических общностей, имеет место широкое дисперсное проживание лиц, продолжающих считать себя членами этих общностей: «национальным меньшинством признается имеющая собственное самоназвание этническая общность или часть этнической 45

[стр.,46]

общности, члены которой проживают постоянно, компактно или дисперсно, на территории государства, не занимают в государстве или его части доминирующего положения, и отличаются от остальной части населения специфическими этническими признаками, в том числе особенностями языка, культуры, традиций, национальным самосознанием.
Принадлежность лица к национальному меньшинству основывается на его добровольной самоидентификации с данным национальным меньшинством».

1.2 Соотношение между понятиями «национальное меньшинство», «нация», «народ», «этническая группа» Если рассматривать соотношение понятия «национальное меньшинство» с понятиями «нация» и «национальность», то необходимо заметить следующее.
Определение «национальных меньшинств» включает в себя «нации» и «национальности» в той мере, в какой члены этих групп, проживающие в суверенном государстве, составляют меньше половины населения.
Вместе с тем, здесь важно упомянуть о существующей многозначности понятия «нация».
Имеющиеся основные значения понятия «нация» соответственно будут по-разному соотноситься и с понятием «национального меньшинства».
Нет необходимости говорить о более или менее правомерном характере того или иного определения, поскольку каждое из этих определений является достаточно устоявшимся с точки зрения его употребления.
Как раз в данном случае, как отмечает уже упоминавшийся известный исследователь этой проблемы У.
Альтерматт, следует «остерегаться тирании понятий».
С другой стороны, необходимо всегда учитывать и ту бесспорную истину, что искаженные понятия искажают и действительность.1 Помимо прочего, как представляется, важно учитывать и установившиеся традиции использования терминов в том или ином языке.
Какие же значения вкладываются в содержание названного термина? Как отмечают многие исследователи, понятие «нация» является настолько сложным по содержанию и многообразным по конкретным 1См,: Альтерматт У.
Эгноиационализм в Пвроле.
М., 2000.
С.
29-30.

[Back]