этих территориях или на части этих территорий. Они составляют слои общества, не являющиеся доминирующими, и хотят сохранить, развивать и передавать будущим поколениям территорию своих предков и свою этническую самобытность в качестве основы для продолжения своего существования как народа в соответствии со своими собственными культурными особенностями, социальными институтами и правовыми системами»1. При определении понятия коренной малочисленный народ также следует обратить внимание на Конвенцию МО Г № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах», которая в ст. 1 также перечисляет критерии, которым должны отвечать национальные общности для отнесения их к указанному виду субъектов права: «а) народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, социальные, культурные и экономические условия жизни которых отличают их от других групп национального сообщества и положение которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями или традициями, или специальным законодательством; Ь) народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты»1 2. В Российской Федерации понятие «коренной народ» не закреплено ни в Конституции России, ни в ином федеральном законодательстве. Однако имеется определение другого термина, достаточно близкого по значению к понятию коренной народ это термин «коренной малочисленный народ». В соответствии с Федеральным законом «О гарантиях нрав коренных малочисленных народов в Российской Федерации»3, которое, по существу, повторяет ранее принятое в Федеральном законе от 19 июня 1996 г. № 78-ФЗ (в рсд. от 2 января 2000 г.) «Об 1 См.: U№ Doc. в / С№. 4 / Sub. 2 / 1995 / 27. Р. 17 ' Конвенция № 169 Международной организации груда «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» (Принята в г. Женеве 27.06.1989 на 76-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 1990. Т. И.Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 2193 2207. 3 Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ (в рея. от 5 апреля 2009 г.) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 18. Ст. 2208. 22 |
существенно затрудняет эффективность реализации ряда законодательных и иных нормативных актов, приводит к путанице в правоприменительной практике. В связи с этим назрела действительная необходимость в унификации указанных понятий. 1.3 Определение понятия «коренной народ», «коренной малочисленный народ» Что касается выработки определения понятия коренного народа1, то здесь отправной точкой при употреблении его в международных органах и организациях служит «рабочее определение», предложенное специалистом из Эквадора господином Хосе Р. Мартинесом Кабо, которому в качестве Специального докладчика было поручено провести исследование проблемы дискриминации в отношении коренных народов. Он пишет следующее: «Коренные народы это коренные общины, народы и нации, сохраняющие историческую преемственность с обществами, которые существовали до вторжения завоевателей и введения колониальной системы и развивались на своих собственных территориях, считающие себя отличающимися от других слоев общества, преобладающих в настоящее время на этих территориях или на части этих территорий. Они составляют слои общества, не являющиеся доминирующими, и хотят сохранить, развивать и передавать будущим поколениям территорию своих предков и свою этническую самобытность в качестве основы для продолжения своего существования как народа в соответствии со своими собственными культурными особенностями, социальными институтами и правовыми системами”2. Те критерии, на которых Мартинес Кабо основывает свое определение, представляются абсолютно четкими. Следует обратить внимание, что, как и в случае с национальными меньшинствами, данное определение базируется на признании недоминирующего положения коренных народов. Вместе с тем оно не может быть в полной мере приемлемо для всех государств, поскольку далеко не все государства, признающие в настоящее время в составе своего 1 Следует отметить, что в большинстве органов ООН (за исключением Рабочей группы по правах* коренных народов) коренные народы называют коренным населением. 2 См.: UN Doc. Е / CN. 4 / Sub. 2 / 1995 / 27. P. 17. независимых странах». Согласно последнему документу, при его применении необходимо ориентироваться (статья 1): «а) на народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, социальные, культурные и экономические условия жизни которых отличают их от других групп национального сообщества и положение которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями или традициями, или специальным законодательством; в) на народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты». Определение Конвенции во многом носит описательный характер, оно не раскрывает многие сущностные характеристики коренных народов, прежде всего обусловленные их особым отношением к земле. Кроме того, ввиду ссылки на колонизаторский характер причин появления коренных народов, являющейся главным аспектом в представленном определении, Конвенция не может служить ориентиром в признании коренных народов для целого ряда стран. Следует отметить, что для России данное определение коренных народов также едва ли может быть приемлемым. Так, что касается первой группы народов, то в России в настоящее время практически все народы перешагнули этап племенного образа жизни. Если же говорить о второй группе народов, то Россию, как представляется, нельзя в такой же мере признать колониальной державой по отношению ко многим населяющим ее территорию коренным народам, как это имело место, например, в государствах Северной Америки. Что же касается народов, населявших территорию нашего государства в период установления государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и культурному строю тех времен, чем строю страны, в состав которой они входят. Данный подход к определению коренных народов, в котором подчеркивалась менее высокая социально-экономическая стадия развития этих народов по сравнению с остальной частью населения страны, в которой они проживают, был ориентирован, как уже сказано, на доктрину необходимости интеграции данных народов в состав доминирующего населения государств. Этот подход, кроме того, давал повод, исходя из узко понимаемых критериев современности и прогресса, к делению различных народов на «отсталые» и «цивилизованные». Отказ от этой доктрины, а также признание самоценности культурного и социально-экономического развития коренных народов потребовал корректировки в том числе и самого определения этих народов. В связи с этим, согласно статье 1 Конвенции № 169 МОТ, она уже стала ориентироваться на народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, социальные, культурные и экономические условия жизни которых отличают их от других групп национального сообщества и положение которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями или традициями, или специальным законодательством, а также на народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты. Помимо названного изменения, в понятие введена и такая существенная новация, как указание на то, что данная Конвенция применяется именно в отношении «народов», а не лиц из числа коренного населения или населения, ведущего племенной образ жизни. Хотя использование данного термина в Конвенции осуществляется с оговоркой, что оно «не рассматривается как несущее какой-либо смысл в отношении |