Проверяемый текст
Андриченко Людмила Васильевна. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации (Диссертация 2005)
[стр. 37]

исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления; на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания; получать от государства помощь для реформирования всех форм воспитания и обучения подрастающего поколения с учетом традиционных образа жизни и хозяйствования малочисленных народов.
Положения данного Федерального закона конкретизируются в нормах иных федеральных законов: в Федеральном законе от 20 июля 2000 г.
№ 104-ФЗ (ред.
от 2 февраля 2006 г.) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» определяется правовой статус общин как формы самоорганизации коренных малочисленных народов1; в Федеральном законе от 7 февраля 2003 г.
№ 21-ФЗ «О временных мерах по обеспечению представительства коренных малочисленных народов Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации»
должны закрепляться гарантии представительства коренных малочисленных народов в органах публичной власти1 2; в Федеральном законе от 7 мая 2001 г.
№ 49-ФЗ (в ред.
от 3 декабря 2008 г.) «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»3; ст.ст.
7, 31,78, 81,97 Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г.
№ 136-ФЗ (в ред.
от 12 декабря 2011 г.)4 5; Федеральном законе от 24 июля 2002 г.
№ 101-ФЗ (в ред.
от 29декабря 2010 г.) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»2*; Лесном кодексе Российской Федерации» от 4 де1 Федеральный закон от 20 мюля 2000 г.
№ 104-ФЗ (ред.
от 2 февраля 2006 г.) «Об общих принципах организации общим коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» И Собрание законодательства РФ.
2000.
№ 30.
Ст.
3122.
2 Федеральный закон 7 февраля 2003 г.
№ 21-ФЗ «О временных мерах по обеспечению представительства коренных малочисленных народов Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации» //
Собрание законодательства РФ.
2003.
№ 6.
Ст.
504.
1 Федеральный закон от 7 мая 2001 г.
К? 49-ФЗ (в ред.
от 3 декабря 2008 г.) «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.
2001.
№ 20.
Ст.
1972.
1 Земельный кодекс Российской Федерации» от 25 октября 2001 г.
№ 136-ФЗ (в ред.
от 12 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства РФ.
2001.
JN° 44.
Ст.
4147.
5 Федеральный закон от 24 июля 2002 г.
№ 101-ФЗ (в ред.
от 29декабря 2010 г.) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» //Собрание законодательства РФ.
2002.
№ 30.
Ст.
3018.
38
[стр. 6]

областях, как образование, здравоохранение, культура, социальная защита, находящихся в предметах совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.
Отдельная стоящая перед страной задача оказание государственной поддержки коренным малочисленным народам в Российской Федерации.
Недостаточное внимание в свое время к нуждам этих народов создало угрозу их исчезновения как самостоятельных этносов.
Принятие Федеральных законов «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (1999 г.), «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Российской Федерации» (2000 г.), «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2001 г.) преследует цели создания юридических гарантий возрождения, сохранения и развития этих народов, защиты их прав и законных интересов.
Вместе с тем, это лишь начальный этап в формировании необходимой законодательной основы.
До конца не решены вопросы, связанные с определением правового режима территорий традиционного природопользования, установлением гарантий реализации прав коренных народов на указанных территориях.
Нерешенные проблемы на практике приводят к стагнации указанных отношений, что требует скорейшего совершенствования законодательного регулирования.
Декларативность многих норм названных законодательных актов также серьезно снижает их роль как регуляторов общественных отношений в области защиты прав данных пародов.
В связи с этим важнейшим направлением законодательной деятельности последних лет является разработка законодательства, обеспечивающего эффективное осуществление прав малочисленных народов в сфере традиционного природопользования, защиту исконной среды обитания, содействие развитию их традиционной хозяйственной деятельности и промыслов.
Защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов сталкивается с проблемами, обусловленными отсутствием в России четкого нормативного определения отдельных понятий, либо

[стр.,238]

Таким образом, деятельность федеральных и региональных органов власти по указанным вопросам определенным образом совмещается; она совпадает по направлениям, способам и институтам, но различается по полномочиям и масштабам1.
Отнесение к совместному ведению проблем защиты прав национальных меньшинств и защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов требует соответственно проведения разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в этой сфере, которое на сегодняшний день пока до конца не разграничено.
Такое разграничение необходимо для избежания возможных коллизий федерального и регионального законодательства, с одной стороны, а также неоправданного дублирования содержания правовых норм, с другой.
Названное разграничение следует проводить на основе Конституции Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г.
№ 184-ФЗ (в ред.
от 29.12.2004 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» как через действующие специальные федеральные законы в этой сфере, такие, как Федеральный закон «О национально-культурной автономии Российской Федерации» (1996 г.), «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (1999 г.), «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2000 г.), «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2001 г.), «О народных художественных промыслах» (1999 г.), так и через текущее (отраслевое) федеральное законодательство, закрепляющее права лиц, относящихся к данным народам и национальным меньшинствам в конкретных сферах: образования, культуры, языка, природопользования и т.д.
В настоящее время данные акты недостаточно последовательно проводят разграничение 1См.: Кряжков В.А.
Защита прав национальных меньшинств в конституционных судах Российской Федерации.
// Конституционное правосудие нарубеже веков.
М., 2002.
С.
246.


[стр.,263]

регулирования гражданского законодательства.
Поскольку названные общины должны признаваться юридическими лицами, регулирование порядка их создания и деятельности прерогатива федерального законодателя.
Из этого следует, что упомянутый порядок должен осуществляться в русле единого гражданского законодательства Российской Федерации.
Порядок образования территорий традиционного природопользования северных коренных малочисленных народов закрепил Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Он направлен на сохранение традиционных форм хозяйствования, защиту исконной среды обитания, развитие этнических культур.
Вместе с тем, на сегодняшний день, данный весьма важный для коренных народов Федеральный закон не устанавливает критериев создания названных территорий различного значения федерального, регионального или местного.
Порядок управления образованными территориями также не определен.
Главное же, что ослабляет действие данного Закона, связано с отсутствием в нем четких установлений, на каких конкретно условиях и на основании каких прав должны предоставляться земли для создания территорий традиционного природопользования.
Таким образом, не достигнута важная определенность в решении поставленной в законе задачи, что во многом фактически приводит к бездействию данного акта1.
Определенные меры, направленные на установление дополнительных гарантий участия коренных малочисленных народов в управлении государственными делами установлены Федеральным законом от 7 февраля 2003 года № 21-ФЗ «О временных мерах по обеспечению представительства коренных малочисленных народов Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации».
Данным Законом, в частности, установлено, что при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного 1См.
об этом подробнее § 4 данной Главы.

[Back]